Сегодня возрождение Великого Шелкового пути имеет огромное значение. Регулярная караванная торговля между Китаем и Средней Азией началась не позднее II века до н. э., когда Китай объединился в единую империю с единой внешней политикой. На севере построили первую Великую китайскую стену для отражения набегов кочевников, на юго-востоке развивалась морская торговля, а на западе в далёкие путешествия отправлялись китайские дипломаты и купцы. Достигнув Средней Азии, китайцы вскоре осознали, что в обмен на прекрасных арабских коней и прочие дефицитные для Китая товары можно было поставлять уникальные продукты из Китая, особенно шёлковую ткань — шёлк высоко ценился не только своей красотой, но и способностью противостоять насекомым-паразитам, что был очень актуально для безводных пространств центральной Евразии. Так было положено начало торговле шёлком, которая вскоре приняла огромные масштабы.
Великий шёлковый путь шёл по нескольким маршрутам-веткам:
- Южная ветка — из Китая через пустыню Такла-Макан, южный Памир, Бактрию (Афганистан), Парфию (Иран), Индию и на Ближний Восток, откуда китайские товары через Средиземное море попадали в провинции Римской империи, а позднее — в Византию, арабские и западноевропейские страны.
- Северная ветка — из Китая через Турфанский оазис, между Алтаем и Тибетом, через Памир в Ферганскую долину, через казахские степи в Восточную Европу.
Китай торговал не только шёлком, но и фарфором, чаем, рисом, ювелирными и иными изделиями в обмен на золото, серебро, кожу, шерсть, ковры, экзотические фрукты и прочие товары из Центральной Азии. По Шёлковому пути происходил обмен технологиями между Востоком и Западом — именно так, по всей видимости, в Европу попали порох, бумага и другие технические достижения Китая.
Караванная торговля по Великому шёлковому пути имела огромное историческое значение (так, среди множества возможных факторов и причин падения Римской империи называется дефицит серебряной монеты для содержания армии, возникший в том числе из-за обмена римлянами серебра на предметы роскоши с Востока, включая шёлк из Китая). В XIII веке, когда Монгольская империя объединила огромные пространства Евразии, торговля по Великому шёлковому пути в последующий период испытала подъём. Затем, в эпоху Великих Географических открытий XVI—XVII вв., основной объём торговли между Востоком и Западом стал проходить морским путём. Однако и сухопутные маршруты продолжили играть большую роль.
Сегодня идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином во время его государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Тогда китайский лидер предложил создать три трансевразийских экономических коридора:
1) из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря);
2) из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;
3) из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.
В октябре того же года, находясь с визитом в странах Юго-Восточной Азии, он предложил создать «Морской Шелковый путь XXI века», который, в свою очередь, должен будет включать два маршрута:
1) из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
2) из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.
Затем обе инициативы были объединены в общую стратегическую концепцию под названием «Один пояс, один путь», в рамках которой будут построены транспортные коридоры, способные связать КНР с 68 странами мира.
Состоявшийся в мае 2017 года в Пекине Международный форум высокого уровня стал венцом усилий Си Цзиньпина по продвижению своего детища: 68 стран и международных организаций подписали с КНР соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы. Диалог, начатый в Пекине, был продолжен в июне в Астане на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества, участники которого приветствовали стремление КНР создать сеть трансконтинентальных коридоров.
В целом «Один пояс, один путь» включает около 900 различных инфраструктурных проектов (автомобильные и железные дороги, порты, электростанции, мосты и т. д.) в более чем 60 странах.
Основным финансовым механизмом реализации экономического пояса и морского пути является предоставление кредитов китайскими финансовыми институтами для реализации инфраструктурных проектов. Главное условие – использование оборудования, товаров, услуг и рабочей силы Made in China. На майском форуме в Пекине Си Цзиньпин сообщил, что за последние три года китайские инвестиции в страны, присоединившиеся к ОПОП, составили около50 млрд. долларов США. В ближайшие годы планируется довести эту сумму до 150 млрд. долларов.
Возрождение данного маршрута, к чему призывает китайская сторона, служит укреплению мира и стабильности, развитию общественного прогресса, обеспечению экономического роста и повышению уровня жизни людей.
В этой связи Узбекистан поддерживает проект «Один пояс, один путь», проводимую в его рамках работу по расширению торгово-экономических связей, привлечению инвестиций, развитию транспортной инфраструктуры.
«Уверен, что реализация этого масштабного проекта, охватывающего сегодня более 60% населения планеты, будет способствовать формированию единого пояса мира и благополучия, процветания и прогресса, сотрудничества и дружбы между нашими странами и народами», — подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
В свою очередь, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определен ряд мер по развитию дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной сферы. Их выполнение будет способствовать диверсификации внешнеторговых путей, расширению географии экспорта отечественной продукции и, в конечном итоге, внесет вклад в реализацию концепции «Один пояс, один путь».
Наргис КОСИМОВА