261

ФЕЙКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: КАК УЗБЕКИСТАН БОРЕТСЯ С НИМИ?

Власти  Узбекистана предложили ввести административную ответственность за распространение ложной информации. В настоящее время проект о внесении в Кодекс об административной ответственности соответствующих изменений опубликован на  портале https://regulation.gov.uz.   Разработчиком законопроекта является Министерство здравоохранения. Документ предлагает дополнить кодекс статьей 189−2 (распространение ложных сведений) следующего содержания:

«Распространение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, а также в сети интернет, заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сведений, создающих угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех нормальному функционированию государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий независимо от формы собственности, учреждений и организаций, —

влечет наложение штрафа на граждан от 20 до 40 базовых расчетных величин (в настоящее время 4,4−8,9 млн сумов), а на должностных лиц — от 40 до 60 БРВ (8,9−13,3 млн сумов) с конфискацией устройств, явившегося непосредственным предметом административного правонарушения».

В пояснительной записке  к законопроекту  Минитерство здравоохранения Узбекистана  указывает на то, что «некоторые лица, пользуясь ситуацией, распространяют безосновательные и неверные сведения» о распространении коронавируса Covid-19.  Это, “приводит к панике среди населения, получению выгоды отдельных лиц, самолечению граждан, доверившихся различной информации, и другим вредным последствиям…. Непреднамеренное нанесение вреда своему организму, создание угрозы общественной безопасности, воспрепятствование нормальному функционированию социально значимых организаций в конечном итоге ведет к потере доверия к системе здравоохранения”.

Причиной срочной разработки данного документа  послужила дезинформация о коронавирусе Covid-19, которая наводнила интернет и социальные сети.

Первая фейковая новость о коронавирусе  на территории Узбекистана появилась 25 января, когда в сети распространилась информация о том, что город Джизак охватил коронавирус. В информации опубликованой в Телеграм-  канале говорилосьо заражении вирусом 20 человек.  27 января Информационная служба Министерства здравоохранения дало опровержение: «Информация не соответствует действительности. Это фейк. На территории Узбекистана не зафиксированы случаи заражения вирусом», — отметили в ведомстве
Следующая фейковая информация была опубликована  20 марта в Телеграм- канале «Play market», где сообщалось, что «количество зараженных короновирусом достигло 44 человека». Информационная служба в тот же день опровергла информацию, сообщив, что количество зараженных намного меньше, всего 33 человек».

По мнению доцента факультета международной журналистики Узбекского государственного университета мировых языков, автора ряда статей  по медиаграмотности Беруний Алимова, причины возникновения фейков несколько.

-Первая причина заключается в том, что у большинство населения не формирована медиаграмотность. Вторая связана с психологией человека, то есть каждый человек боится за свою жизнь. Наши читатели не готовы были к пандемии. Они начали буквально поглощать любую информацию, связанную с коронавирусом, отметил эксперт. — Третья заключается в том, что в стрессовой ситуации читатель начинает делится с любой актуальной информацией.  То есть они из информационного реципиента превращаются сенсационного ретранслятора. Четвертая связана непосрественно с карантином.  Постонно находясь в социальных сетях (иногда от скуки, иногда от любопытства) пользователь впадает в стресс, который повреждает его имунную систему.  Я как исследователь медиа посоветовал бы читать новости всего полчаса утром и вечером.

В настоящее время в республике наиболее частыми распространяемыми  фейковыми новостями являются следующие:

-производители прохладительных напитков умышлено распространяют коронавирусную инфекцию;

-найдено лекарственное средство от коронавируса;

-дезинфекция улиц приводит к смерти птиц и животных является ложным и не соответствует действительности;

-19-летняя узбечка покончила собой по причине нахождения на карантине;

-необходимо отключить мобильные телефоны и другие устройства по причине использования Россией волн радиационного излучения для дезинфекции  коронавируса;

-вдыхание водяного пара способствует полному истреблению коронавируса из организма человека;

— кошки и другие домашние животные являются переносчиками коронавирусной инфекции;

— введении в республике режима чрезвычайного положения с 6 апреля 2020 года;

— 10 апреля текуўего года будут организованы последние чартерные рейсы по принудительному возврату граждан Узбекистана, находящихся за рубежом

Почему СМИ не могут противостоят фейкам?

На этот вопрос ответил главный редактор газеты «Нуроний» и журнала «Кексалик гашти», журналист, юрист Олим Усаров:

-Сегодня аудитория  СМИ Узбекистана перебралась в социальные сети и зачастую всю информацию черпают из них. Кроме этого СМИ не могут оперативно и своевременно преподносить своей аудитории действия  правительства и других органов управления.

Аудитория верит  больше официальным СМИ, чем социальным сетям. К сожалению,  СМИ Узбекистана сильно хромает в предоставлении оперативной информации. Именно этот факт способствует порождению различных фейковых новостей.  Запоздалая ответная реакция официальных СМИ на  фейковую информацию также способствует их популяризации.  Для предотвращения распространения ложных  слухов и фактов журналисты в условиях пандемии и карантина должны эффективно использовать инструменты аналитики и обзора, при освещении вопросов  коронавируса.

В настоящее время власти  и правоохранительные  органы Узбекистана стараются  боротся с фейковыми новостями и их распротранителями.

«На сегодняшний день рабочая группа выявила 33 аккаунта в социальных сетях, распространяющих деструктивную информацию, сеющих панику среди населения. Из них 25 аккаунтов принадлежат пользователям за рубежом, восемь — гражданам Узбекистана», — говорится в публикации на Telegram-канале МВД.

Личности граждан установлены, ведется доследственная проверка, также установлены личности двух жителей Узбекистана, распространивших ложную информацию о гражданах, заразившихся вирусом и находящихся на карантине.

Зиёдбек Исмоилов, главный редактор информационного сайта хabardor.uz

  • Сколько бы не боролась СМИ, фейковая информация будет распространятся. Это естественный процесс. СМИ только могут уменьшить их эффективность при воздействии на психологию  читателя. Все зависит на сколько аудитория медиаграмотна и может отличить реальную информацию от ложной. Сегодня фейковые новости о короновирусе в основном связаны с религией и политикой. Акцент в журналистских материалах на то, что очагом пандемии является Китай изменило отношение людей к китайцам. Часто встречаются материалы с негативным оттенком по отношению к  этой стране и его населению. Кроме этого много фейков распространяемые в целях увеличения количество подписчиков. В основном они  нацелены на защиту от вируса. Фейки на темы «Что делать, чтобы не заразится коронавирусом», «Как вылечить коронавирус?» конечно же не остаются без внимания.

В  целях предотвращения распространения ложной информации и повышения медиаграмотности пользователей социальных сетей в Узбекистане запустили Telegram-канал antifake.uz о фейках про коронавирус в Узбекистане. Авторы ежедневно мониторят новости и социальные сети, и обновляют ленту фейков. В нем были опубликованы  советы, следуя которым можно уберечь себя от вредной информации:

– получив какое-либо сообщение, которое вызвало у вас волну сильных эмоций (страх, паника, ненависть и пр.), не спешите пересылать его другим пользователям, ибо вероятней всего данное сообщение  — фейковое. ;

– сформируйте для себя список из наиболее авторитетных мировых и отечественных информационных агентств с совершенной репутацией, подлинность материалов которых не вызывает сомнений;

– используйте возможности крупных поисковых систем (Google, Yahoo, Яндекc) для перепроверки содержания полученного сообщения. Зачастую большинство фейковых новостей являются ранее опубликованными, и, вполне вероятно, что они уже имеют официальное опровержение.

Следует отметить, что распространение в Узбекистане любой форме сведений и материалов, направленных на создание паники среди населения, наказывается штрафом от 66,9 миллиона сумов до 89,2 миллиона сумов (от 7 до 9,5 тысячи долларов) или ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет.

 

Наргис Косимова

 

 

Улашинг: