128

КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА И РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОНЛАЙН СМИ

В Узбекистане наряду с узбеками проживают представители свыше 130 различных наций и народностей, составляющих около 20 процентов от общего количества узбекистанцев. Сохранение и укрепление межнациональной солидарности в таких условиях – важнейшая задача, решению которой с первых дней независимости в государстве уделяется особое внимание.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 января 1992 года был основан Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ), представлены широкие возможности для деятельности национальных культурных центров, первые из которых появились в 1989 году.

С образованием РИКЦ существенно активизировалась их деятельность с каждым годом увеличивается их количество. Причём, национальные культурные объединения выросли не только в количественном отношении, но и, благодаря эффективной работе, заняли своё достойное место среди общественных организаций нашей страны, зарекомендовав себя выразителями национальных особенностей конкретных диаспор.

РИКЦ планирует и осуществляет свою работу в соответствии с планом работы Общественного совета, в состав которого входит руководство Центра, представители национальных культурных центров, представители министерств и ведомств, общественных организаций, а также ведущие учёные. В целях дальнейшего укрепления межнационального согласия, мира и дружбы в нашем общем доме – Узбекистане, развития самобытной культуры, обычае традиций , языка наций и народностей проживающих в республике Республиканским интернациональным культурным центром и национальными культурными центрами проделана определенная работа.   Особое внимание в деятельности культурного центра уделяется культурному  сотрудничеству между Узбекистаном и Россией, , о чем свидетельствуют многочисленные мероприятия проводимые как в Узбекистане, так и в России организованные РИКЦ.  Это неоднократно отмечается и журналистами онлайн журналистики. Проводимые встречи с официальными представителями государств, международных организаций и делегаций в рамках укрепления дружбы и культурного взаимообмена между Узбекистаном и Россией ярко прослеживается  на сайтах https://ria.ru, http://ru.sputniknews-uz.com, uza.uz, www.russia.uz, https://regnum.ru, https://www.gazeta.ru, qalampir.uz, kun.uz и другие. В частности сайт ria.ru подчеркивая историческое значение отношений между двумя государствами отмечает: «Обе страны придают важное значение культурно-гуманитарному сотрудничеству, двусторонним связям в области образования, науки, спорта и туризма. В Ташкенте действуют филиалы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. В Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане»[1].

Отмечая активную деятельность  обеих стран в данной сфере сайт http://kommersant.uz регулярно освещает новости культурных взаимоотношений: «На сцене Академического русского драматического театра Узбекистана состоялось выступление Детского музыкального театра юного актера – единственного в России профессионального музыкального театра, роли в котором исполняют дети в возрасте от 9 до 16 лет. Творческий коллектив представил музыкальный спектакль «Фантазии на тему Дунаевского». Выступление организовано при поддержке Российского центра науки и культуры в Ташкенте. Представление Детского музыкального театра юного актера вызвало большой интерес узбекистанской публики. Произведения Максима Дунаевского были представлены публике в своеобразной современной, порой юмористической, а потому и очень понятной молодому зрителю интерпретации. Полный зал и громкие аплодисменты, искренне теплый и радушный прием, который зрители оказали юным артистам, продемонстрировали, что культура России близка жителям Узбекистана и вызывает неподдельный интерес.»[2] . Театральная тематика вызывает  интерес не только у театроманов, но и пользователей,  которым не безразличны новости  в культурной сфере. 2017 год был насыщен знаменательными событиями в этом направлении. Например, впервые после тридцатилетнего перерыва гастроли Московского художественного театра имени Чехова прошли в Ташкенте с 29 сентября по 2 октября. Об этом сообщил своим читателям  http://ru.sputniknews-uz.com. «В программе гастролей два спектакля по пьесам Евгения Гришковца: «Дом» и «Весы». Спектакли прошли на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана. В первые два дня в Ташкенте МХТ имени Чехова был показан спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца в постановке Сергея Пускепалиса. История о том, как главный герой пытается обзавестись домом, будет близка многим зрителям, надеются в театре. Отмечается, что для драматурга это и личная история, спектакль Гришковец назвал «документальной пьесой».

Спектакль «Весы», где Гришковец выступает в качестве автора и режиссера, МХТ имени Чехова представит узбекской публике 1 и 2 октября. В постановке заняты артисты Игорь Золотовицкий, Вера Харыбина, Руслан Братов, Валерий Трошин, Сергей Угрюмов.

Гастроли МХТ имени Чехова в Ташкенте открыли зарубежное направление программы «Большие гастроли» 2017 года Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. В этом году в программе приняли участие 13 российских театров, которые покажут свои спектакли в 29 городах России и стран ближнего зарубежья. Всего в рамках программы было представлено 42 спектакля»[3].

Конечно же  онлайн изданиями особый интерес уделяется  деятельности русского культурно- просветительского  центра . Так  в Андижанской области в укреплении культурного сотрудничества между двумя странами  автор статьи «Издан сборник стихов» рассказывает об укреплении дружбы между любителями поэзии двух стран. «Многонациональный кружок «Капля»,  возглавляемый Ларисой Капустиной, объединяет учителей, студентов, журналистов, представителей других профессий.  Символично и название сборника – «На земле Бабура»,-пишет он. — Этот край славится своими литературными традициями, заложенными еще великим Бабуром. В этом плане андижанцам есть кем гордиться: Нодирабегим, Чулпан, Хабибий, Сабир Абдулла, Камиль Яшен, Саида Зуннунова, Султан Джура, Мухаммад Юсуф…  их творчество дорого всем нам своими темами свободолюбия, патриотизма и общечеловеческих ценностей.»[4].

Ежегодно культурными центрами проводятся различные мероприятия, тематические, музыкально – поэтические вечера, встречи. К примеру, Русскими культурными центрами Узбекистана ежегодно проводятся литературные вечера, посвященные творчеству М. Лермонтова, Л. Толстого, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Навои. Вечера, посвященные жизни и деятельности великих ученных “Улугбек, Коперник: связующая нить”, Татарским Центром проведена встреча с известными деятелями науки, литературы и искусства Узбекистана на тему: “Ими гордится народ”, Культурным центром немцев Узбекистана поставлен спектакль “Выбор” по мотивам сказок В. Гауфа в исполнении молодежного театра “Вдохновение.  Об этом свидетельствуют короткие информации, размещенные в сайтах оперативно подаваемых онлайн журналистами.

У Интернет текста есть особенности.  В первую очередь это сравнительный небольшой объем сообщений, в большинстве случаев оперативная информация о событиях первостепенной важности. Как упоминалась выше, вся культурная тематика в данных сайтах состоит из информации. Это в своем роде плюс. Так как пользователь может быстро ознакомиться с наиболее значимыми новостями дня. Минусом является то, что аналитические статьи на тему культурное сотрудничество Узбекистана и России предоставлены очень мало и мне кажется журналистам, работающим в онлайн журналистике нужно выбрать оптимальный вариант между сообщением о событии в информационном жанре. Кроме новостей жанр репортажа один из самых малочисленных в данной сфере Хотя именно этот жанр позволяет наиболее точно, всеобъемлющее осветить происходящее событие. И на наш взгляд освещение культурно- научной тематики в данном жанре, а также в жанре корреспонденции позволит пользователю получить объективную и расширенную информацию.

Главное правило, которому необходимо следовать журналистам это недопустимость произвольных выводов. При подготовке статьи или информации для сети необходимо обязательно оговаривать утверждения, вызывающие сомнения.     Также             для      них важно умение видеть явления в перспективе и стереоскопически — с многих сторон. Важнейший момент, на который необходимо, все-таки обратить внимание в онлайн журналистике — падение со временем ценности информации. Поэтому необходимо обязательно учитывать и указывать временной интервал, в течение которого действительны те или иные оценки. Следует различать понятия ценности информации, и ее полезности — то есть важности ее для того, кто ее использует. Автора проводящие  анализ сетевых СМИ отмечают, что градуируем ценность информации по ее временным характеристикам. Оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день. Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц, а информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15 % в год. Ценность информации может уменьшаться со временем в связи с изменением обстановки или в связи с возможно происшедшими изменениями, вследствие которых информация не может быть уверенно использована .

Анализ освещения политических, экономических, культурно-научных отношений Узбекистана и России  сетевыми журналистами показал, что для повышения качества информации они должны придерживаться следующих принципов. Это:

— правильно поставить цель, прежде чем определить жанр, важность и нужность подаваемой информации;

— определить основные  понятия — установить с помощью подходящего определения точный смысл каждого термина, смысл, который в него вкладывается.

— использовать все возможные источники — тщательно исследовать все источники, из которых можно почерпнуть сведения; необходимое выяснение вероятных возможностей и пределы использования каждого источника, в какой степени содержащиеся в них данные подтверждают или опровергают друг друга;

— раскрыть значений фактов или повысить их полезность — необходимое выяснение смысла фактов, установления данных с аналогичными данными  и с учетом времени;

— установить причинно-следственные связи — уяснение движущих сил событий. Это помогает журналистам избежать ошибочных заключений;

— определить тенденции развития — важно оценить журналистом возможное направление развития событий             в          будущем;

— выявить степень достоверности — учитывание достоверности данных, точность цифрового материала и степень правильности оценок и выводов. В каждом конкретном случае степень достоверности может быть различной — высокой, средней или низкой, и это должно быть обязательно зафиксировано в статье.

— сделать выводы – которые определяются той целью, что  была поставлена, и которая даётся в форме ответа на вопрос «Что означает данное явление?». Необходимо помнить, что во многие статьи в онлайн журналистике читаются только заголовок или выводы.

В настоящее время, когда узбекско-российские отношения вышли на новый уровень. Журналисты, работающие в онлайн сфере должны наиболее подробно и широко освещать  его в ракурсе  демократичности и плюрализма. Вековое взаимоотношения двух народов  и сегодня не утратили прочность дружеских уз, еще более укрепление которых, зависит и от нас, журналистов.

Наргис КОСИМОВА, к.ф.н.

[1] Межгосударственные отношения России и Узбекистана

00:4004.04.2017. РИА Новости https://ria.ru/spravka/20170404/1491394017.html

[2] http://kommersant.uz/news/rossijskij-teatr-yunogo-aktera-vystupil-v-tashkente

[3] http://ru.sputniknews-uz.com/culture/20170929/6413922/Spektakli-MHT-v-Tashkente.html

[4] http://www.religions.uz/cyrl/news/view?id=447