-Надоело каждый день пить лекарство, я все равно умру. Со мной даже одноклассники не хотят разговаривать. Они знают, что я болею СПИДом. Только ты меня и понимаешь. Нафиса обняла любимую плюшевую Мишку и заплакала. Мысли перемешались, и среди этого хаоса выплыла лишь одна услышанного с недавно просмотренного фильма «Вот приму все лекарства разом и улечу в небеса к маме. Она меня поддержит и поймет». Другая мысль мешала первой и в голове звучало, куда полетишь, ведь твоя мама жива, с тобой рядом. И как будто бы услышав ее мысли, теплые руки матери обняли ее сзади.
-Что случилось дорогая моя? Тебя кто нибудь обидел в школе?
-Нет… буркнула Нафиса, глубже пряча лицо в игрушку.
-Скажи мне. Ведь я твоя мама. Я все пойму и помогу. Подумаем вместе как можно будет решить проблему.
Мамины руки обняли дочку за плечи и его пахнущие базиликом волосы, коснулись ее лица “Скажи мне, кто тебя обидел, Солнышко?”
-Мама я не хочу в школу. Позевчера наша медсестра Сайёра Махмудовна при всех сказала что мне пора принести еще одну справку со СПИД центра, у неё комиссия. Вчера все смеялись надо мной, говорили что я не доживу до окончания школы. Я больше не пойду в школу. Даже Нигора, самая близка подруга отвернулась от меня, сказав что не хочет заразится СПИДом.
— Кто тебе сказал что у тебя СПИД? Будь он проклят? Не горюй, это все клевета.
Слёзы потекли ручьём и сердце матери сжали крепкий тиски недобросовестность и злость людей.
-Не плачь дорогая, я поговорю с директором и медсестрой.
Но медсестра отрицала свою не профессиональность, а директор лишь посоветовал перевести дочь в другую школу. Очень скоро жизнь Нафисы в школе превратился в кошмар. Сочуствие, усмешки, отталкивание, непонимание переживаний и чувст девочки-подростка серьёзно повлияло на ее психику. Лишь перевод в школу, которая находится в другом районе помогло решить сложившуюся сложную ситуацию.
Наргиза Карабаева, педиатр Центра борьбы проти СПИДа Ташкентской области:
-Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения детям их статус следует раскрывать с 6 лет, говорит – Но исходя из своего опыта и индивидуальной работы с ВИЧ инфицированными детьми, могу с увереностью сказать, что это надо делать с 8 по 12 лет. Потому что каждый реенок индивидуален и требуется длительное время для его подготовки. Главное чтобы ребенок доверял тебе и верил, что с болезнью жизнь не заканчивается, что рядом есть люди, которые поддержат его в трудные дни.
ХУРШИДА, 14 лет:
-Когда я училась в 9 классе, в школе провели отрытый урок “Здоровье”. Учительница рассказала о такой страшной болезни, как СПИД. До этого я каждый день принимала какие- то лекарства, но не знала зачем я их пью. Мама очень злилась если узнавала, что я тайком их выбрасывала. Когда я спросила у мамы, чем я больна она не смогла ответить, а лишь сказала что все мне расскажет врач. Потом я узнала …..что ВИЧ инфицирована. Это был настоящий шок. Я долго плакала. Но врач Мохира опа успокоила меня и сказала что и с этой болезнью я могу жить долго. Только надо строго следовать предписаниям врачей. Потоя я начала ходить в группу поддержки ВИЧ инфицированных детей в г. Фергане. Сейчась о моей болезни не знают даже мои близкие подруги.
Шахноза РАХМАТУЛЛАЕВА, ассистент кафедры вирусных заболеваний Ташкентской медицинской академии:
— Сейчас я работаю над кандидатской диссертацией «Изменение гемотологических показателей у ВИЧ инфицированных детях». Недавно я участвовала на семинар-тренинге организованный Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане, где у зарубежных коллег переняла опыт работы с ВИЧ инфицированными детьми и подростками. Дети до определенного возраста бывают агрессивными, мнительными. Поэтому очень важно при раскрытии их статуса создать доброжелательную атмосферу. Зачастую они не верят своим родителям, могут чувствовать себя обманутыми, а это может привести к суициду. Поэтому каждый врач, который работает с ВИЧ -инфицированными детьми должны разбираться в сложных ситуациях, чувствовать настроение ребенка и всеми способами поддержать его.
РОХИЛА, 12 лет
-Я начала пить лекарства с 9 лет. Когда спросила у мамы почему я пью эти лекарства она заплакала и сказала что у меня СПИД. Сначала я очень боялась умереть, но теперь привыкла. Думаю, что если дети больны, то им об этом должнв рассказать не чужие люди, а их родители.
Иногда родителям сложно решить, когда рассказать ребенку о своем или его заболевании. Ребенку легче обратиться к взрослому с вопросом, если родители создали и поддерживают в семье атмосферу открытости и взаимопонимания и ребенок может задать любой вопрос не боясь последствий. Как именно можно создать такую атмосферу в семье? Начать следует с поощрения желания ребенка задавать вопросы. Очень важно серьезно относиться к каждому вопросу ребенка и отвечать на него. Ответы должны быть полными и правильными. Например, если ребенок спросил: «Сколько людей в мире болеют СПИДом?» – не надо ограничиваться только словами: «Не знаю». Даже если родители очень заняты, они всегда могут ответить: «Это интересный вопрос, но я не знаю. Давай попробуем выяснить» или «Это важный вопрос. Но я сейчас очень занята и не могу обсуждать его. Давай поговорим об этом позже». Главное – выполнить то, что было обещано, найти нужную информацию и ответить на вопрос.
Прежде чем отвечать, очень важно уточнить, что именно имеет в виду ребенок, а не сваливать на него одновременно все имеющиеся у родителей сведения. Нужно убедиться в том, что ребенок правильно понял полученную информацию.
При построении плана беседы с детьми важно помнить: она должна решать две основные задачи – учить детей профилактике и безопасному поведению и воспитывать толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ.
Главное поддержать ребенка и дать ему почувствовать, что он не один со своей болезнью.
Наргис КОСИМОВА