713

Узеир Гаджибеков — основоположник современного музыкального искусства Азербайджана

Узеир Гаджибеков — известный азербайджанский и советский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель. Он является основоположником современного профессионального музыкального искусства Азербайджана, основателем национальной композиторской школы, первого музыкального театра… Первая опера на Востоке тоже появилась благодаря ему. Он навсегда останется в истории и культуре всего азербайджанского народа.

Жизнь и творчество маэстро

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди. Уже в 13 лет он пел в сопроводительном хоре эпизод в театральной постановке «Лейли и Меджнун».

Узеир Гаджибеков успешно закончил медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, поступил в учительскую семинарию в городе Гори. Там он быстро обучается игре на скрипке, виолончели и духовых инструментах. Именно там происходит его историческое знакомство с будущим композитором Муслимом Магомаевым-старшим.

Учась в Горийской семинарии, Гаджибеков женится на Малейке-ханум Терегуловой, представительнице интеллигенции из знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Кстати говоря, его близкий друг Муслим Магомаев был женат на ее сестре. Имея свою семью, Гаджибеков всегда заботился о своих родственниках. Опекал пятерых племянников, детей сестры, но, увы, своих детей у него не было.

После семинарии Узеир Гаджибеков принимает решения начать преподавательскую деятельность. Благодаря прекрасному знанию языков, он одновременно становится переводчиком в газете «Хаят» и работает в газете «Иршад».

Но тяга к музыке не покидала его, он хотел развиваться дальше. Так, Гаджибеков принимает решение уехать в Москву, где поступает на музыкальные курсы при Московском филармоническом обществе, затем он переезжает в Санкт-Петербург, где успешно заканчивает консерваторию. Позже он решает заняться издательской деятельностью — с 1914 по 1918 годы руководит газетами «Йени игбал» и «Азербайджан». Одновременно занимается гастролями азербайджанских оперных артистов в иранские города Энзели и Решт.

С приходом советской власти Узеир Гаджибеков избирается депутатом Бакинского Совета депутатов трудящихся. В тот период он создает Азербайджанскую тюркскую музыкальную школу, а после становится проректором Азербайджанской государственной консерватории. Любовь к творчеству и музыке, а также полномочия, которые он получил, позволили Гаджибекову создать оркестр народных инструментов.

Композитор является педагогом многих известных композиторов и музыкантов, среди которых: Афрасияб Бадалбейли, Саид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Ниязи, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Джангир Джангиров, Фикрет Амиров, Шафига Ахундова.

А 7 мая 1938 года Узеира Гаджибекова принимают в ряды компартии. На следующей год избирают членом организационного комитета I съезда Союза композиторов СССР. Будучи с детства очень любознательным, он наравне с музыкальной деятельностью всегда занимался научной. Не случайно Гаджибеков является автором словарей, научных статей, сатирических и газетных статей, среди которых «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки».

Еще с детства Гаджибеков отличался своей добротой и душевностью. Таким он остался и до преклонных лет. Он с радостью помогал бедным, призывал людей к обучению и занимался благотворительностью. Так, в 1943 году передал 25 000 рублей личных сбережений на строительство танковой колонны. После Второй мировой войны его назначили директором Института искусств академии наук Азербайджанской ССР.

При этом, возраст давал о себе знать, а развивающийся диабет сильно подкосил его здоровье. Так Гаджибеков лечился в Кремлёвской больнице в Москве, государственном санатории в Мардакяне (поселок Баку), но, увы, 23 ноября 1948 года от сердечной недостаточности композитора не стало. Могила Узеира Гаджибекова находится на Аллее почётного захоронения в Баку.

Участник похорон, композитор Ариф Меликов вспоминает: «Вторая моя встреча с бессмертным Гаджибековым произошла в день его смерти. Великий Гаджибеков лежал в гробу. В этот раз я его видел очень плохо. Глаза мои были затуманены слезами. Плакал весь народ. Плакали люди всех национальностей, всех профессий, плакали маленькие и большие. Это был не траур по умершему, это было что-то другое…».

Автор первой оперы на Востоке

Узеир Гаджибеков всегда любил экспериментировать. Поэтому в своих работах соединял западные и восточные музыкальные стили. Так родились опера “Лейли и Меджнун“ и “Шейх Санан”. Он очень любил мугам, и именно в этом стиле были написаны “Рустам и Зохраб”, “Шах Аббас и Хуршуд Бану”, “Асли и Керем”, “Гарун и Лейла”. Но кульминацией его творчества стала опера “Кёроглу”, именно за нее он был удостоен Сталинской премии. Эта опера сделала его популярным не только в СССР, но и на Западе.

Как писал сам Узеир Гаджибеков: “Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглу — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглу» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана”.

Гаджибеков является автором семи опер и трех оперетт, среди которых: “Муж и жена”, “Не та, так эта”, “Аршин мал алан”. Его творчеству также принадлежит незавершенная опера “Фируза”.

Одновременно Гаджибеков является основоположником уникального жанра камерной вокальной музыки — романса-газели. Так рождаются произведения “Сенсиз” и “Севгили джанан”.

В памяти современников и потомков

В Азербайджане по сей день считают Узеира Гаджибекова основателем азербайджанской оперной школы. Именно он является автором музыки гимна Азербайджанской Республики. Он также является автором азербайджанских массовых песен, камерных инструментальных произведений, а в годы Второй мировой войны пишет ряд патриотических композиций, среди которых: “В добрый путь”, “Родина и фронт” и другие.

При жизни и после смерти Узеир Гаджибеков был удостоен множества наград. С 2009 года в Азербайджане проводится Международный музыкальный фестиваль памяти Узеира Гаджибекова. А день рождения Узеира Гаджибекова отмечается в Азербайджане, как День национальной музыки. Стоит отметить, что построенный в 1977 году на верфи Володарска теплоход был назван именем Узеира Гаджибекова. Кроме этого, именем Узеира была названа Государственная премия Азербайджанской ССР. До сих пор его имя носит Азербайджанский государственный симфонический оркестр, а также учреждённая в Азербайджане Государственная премия за заслуги в области культуры.

В 1956 и 1960 годах в Баку были установлены памятники Гаджибекову. В 1975 году был открыт дом-музей Узеира Гаджибекова в Баку. В 1981 году под режиссурой известного азербайджанского писателя-драматурга Анара Рзаева был снят художественный фильм о жизни Узеира Гаджибекова — «Аккорды долгой жизни». В 2006 году в Вене был открыт бюст композитора, а в 2011 году в сербском городе Нови-Сад. Он также является народным артистом Азербайджанской ССР и СССР, обладателем Сталинской премии второй степени за оперу «Кёроглы» и за музыку к фильму «Аршин мал алан». Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также многочисленными медалями.

Многие известные композиторы не раз восхищались творчеством Гаджибекова. Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующим образом: «В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально-логическую и музыкально-семантическую систему. Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа».

Известный азербайджанский композитор, ученик Узеира Гаджибекова Фикрет Амиров говорит: «Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры».

Известный азербайджанский композитор Кара Караев пишет: «Редко встречающееся сочетание мощного композиторского дарования с незаурядными данными драматурга давало возможность Узеиру Гаджибекову выражать свои мысли и идеи в яркой художественной форме. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства».

Улашинг: