942

Юнус Огуз: “Всегда надо объективно рассматривать жизнь правителей”

Юнус Огуз известный азербайджанский писатель-тюрколог, историк, публицист, политолог и журналист. Автор многих научных и художественных произведений. Особенно популярны его исторические романы, которые переведены на многие языки мира, такие как “Надиршах”,  “Тахмасибшах” и “Амир Темур”, в которую вошли два романа писателя о великом полководце и правителе – “Путь к вершине” и “Властелин мира”, “Жена короля и ведьма”, а также его историко-публицистические произведения “Тайная история тюрков”, “Амир Тимур на вершинe”, “Теория древних тюрков в исследованиях Л.Н.Гумилева”, “Новый взгляд на тюркскую историю”, “Древняя Анатолия и азербайджанские тюрки”и другие.  Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с этим замечательным писателем.

Почему вас интересуют исторические герои?

— Советский Союз все сделал, чтобы мы не знали своих героев, вспоминали историю только в негативном свете. Например, Амир Темур исключительно трактовался как отрицательный образ. Народ его любил, но интеллигенция не признавала  правителей как героев. Жалолиддин Мангуберди жил в эпоху Чингизхана и прославился в борьбе с ними. Когда пишешь историю о Чингизхане, нельзя игнорировать Хорезмшаха Махмуда и его сына Джалолиддина Мангуберди. Эта наша общая история. Без всякого увеличения надо донести историю до людей. Народ должен знать своих героев. Амир Темур создал всемирную историю и половина мира жила около сто лет по его законам, которая  вбирает в себя и политику, культуру, экономику. Мой принцип –всегда объективно рассматривать жизнь правителей. Правители были совсем другие люди, чем нам преподавала история. Вообще-то я 14 книг написал. Мои книги выходят в Нью-Йорке, в Лондоне, в Турции, в Узбекистане, в Иране – кто заказывает.

-На какие исторические факты вы опираетесь? На протяжении 70 лет, история была искажена…

— Я стараюсь работать именно с источниками. Всегда опираюсь на оригиналы той эпохи о героях которого пишу. Например, когда писал роман о Надиршахе изучил всю литературу его времени. Когда изучал жизнь  Амир Темура внимательно перечитал «Зафарнома»   Низамиддин Шарафиддина Али Яздий. Но при этом старался не изучать более позднюю литературу, то есть публицистику и историю конца 1ХХ го и ХХ века, где дается исключительная трактовка о жизни великого полководца только с точки зрения российских историков и писателей. Когда-то в детстве читал роман Сергея Бородина “Звезды над Самаркандом”, но работая над романом, не стал обращать на него внимание. Остальное слово техники и фантазия писателя.

-Работая  над образом Амир Темура, что вас более удивило в  нём?

— Мне нравится образ великого полководства. Люблю потому что, он считал себя турком, исключительно разговаривал на чагатайском языке.  Он создал как и Чингизхан, законы и сам слепо следовал им, не нарушая их. За 35 лет не проиграл не одну битву. Как за 35 лет правления ни одну войну не проиграть? Это загадка! Надиршах тоже за своего 18 летнего  правления проиграл лишь один раз. Чингизхан тоже проиграл несколько битв, в том числе Жалоллиддину Мангуберди. Амир Темур  мыслил масштабно. Правитель так и должен думать, всё видеть и предугадать будущее. Когда он был Дамаске, вызвал философа и попросил карту Северной Африки. Если бы жизнь дала ему возможность, он после Китая,  пошел бы походом на Африку. Масштаб мышления Амир Темура огромен. Как полководец, как примерный семьянин, как правитель этот образ мне очень дорог.

Над чем вы работаете сегодня?

-Сейчас работаю над научными-философскими и историческими трудами. Недавно закончил книги о жизни и деятельности Чингизхана и Джалалиддина Мангуберди.  На очереди работа над философско-публицистическом произведении о том, что мы  передаем  от прошлого к будущему. Очень хочу чтобы весь тюркский мир узнал правду об Амир Темуре, Надиршахе, Шахе Исмаиле.  В Азербайджане Министерстве народного образования внесли в учебную программу книги о Тимуре, как дополнительное чтение. Именно через школы надо приобщит детей к нашей истории, тюркской культуре. Конечно было бы хорошо, если бы по этим произведениям сняли бы художественные фильмы, которые будут способствовать широкому распространению правде по всему миру о великих наших предках.

Беседовала Наргис Косимова,

Ташкент-Баку-Ташкент

 

Улашинг: