1 239

Ашуг Алескер: патриарх ашугской поэзии

Уроженец села Агкилсе Гёкчинского уезда Иравана, непревзойдённый ашуг-поэт Ашуг Алескер является одним из ярких, гениальных творцов азербайджанского народа.

Алескер Алмамед оглы родился 21 марта 1821 года в зажиточной крестьянской семье. Он был первенцем, позже появились на свет ещё трое братьев и две сестры. Для достойного содержания семьи из восьми человек, Алмамед не только занимался крестьянским трудом, но и подрабатывал плотническим ремеслом.

Познав житейские трудности, Алескер в четырнадцатилетнем возрасте с согласия отца нанялся помощником по хозяйству в дом богатого односельчанина Кербалаи Гурбана, у которого была единственная дочка-красавица Сахнабану. Проявленные с первых дней смекалка, ловкость, сообразительность и добросовестность юноши пришлись по душе набожному и добронравному хозяину.

Со временем между молодыми возникли взаимные нежные чувства, и это даже обрадовало его: ведь Алескер из порядочной, многодетной семьи, наверняка после женитьбы отец его согласится на постоянное житьё сына в доме невесты. Но старший брат Гурбана, прозванный в народе «Денежный Магеррам», не слушая его доводов, насильно женил своего сына Мустафу на племяннице Сахнабану.

Алескер пережил жестокий удар – возлюбленная, отвечавшая ему взаимностью, была разлучена с ним беспощадно и навсегда. Он впал в глубокую депрессию, стал нелюдимым и замкнулся в себе, целый день в одиночестве бродил в лесу на склоне гор, возвращаясь домой только поздно вечером. Близкие и родные юноши всерьёз забеспокоились за его здоровье.

Алмамед искренне сочувствовал сыну, чтобы облегчить душевные муки Алескера, он сделал шаг совершенно неординарный: купил отменный профессиональный саз и подарил неутешному сыну.

Вскоре звонкострунный саз запел в руках юноши, став его сердечным собеседником и неразлучным спутником. Уже в двадцать лет он был любимым учеником у прославленного главы гёкчинских ашугов, самого Ашуга Алы.

Ученик с особой жаждой постигал тайны ашугского искусства, проявляя необычайное трудолюбие, и благодаря яркому таланту за пять лет достиг небывалых высот, как в исполнительном искусстве, так и в качестве слагателя ашугской песни.

На одном из народных торжеств Ашуг Алы устроил состязание – «дейишме» со своим учеником, точь-в-точь такое же, когда-то его учитель устроил с ним самим.

После долгой борьбы победил Алескер, и в соответствии с каноническими правилами побеждённый учитель передавал свой саз своему ученику-победителю. Алескер же, как подобает благодарному ученику, почтительно вернул саз своему учителю.

Это памятное состязание породило восхищённую молву в народе, и слава молодого ашуга быстро разнеслась по всему Азербайджану, Грузии, Кавказу, Турции, перешагнула через Аракс и Каспий в Иран, распространилась даже в Среднюю Азию. В последующие годы его поэзия была известна во всём тюркском мире.

Примерно в сорокалетнем возрасте Ашуг Алескер женился на девушке по имени Анаханым из горного соседнего селения Яншаг. У них родились три сына и шесть дочерей, они помогли всем детям благополучно создать семьи, обзавестись каждому домом и хозяйством.

Интересно, что все сыновья – Башир, Абдулазим и Талыб имели поэтический дар, но только младший пошёл по стопам отца и стал профессиональным ашугом, снискав заслуженную славу.

Ашуг Алескер расширил, обогатил, прославил гёкчинскую ашугскую школу, созданную его знаменитыми предшественниками – Аг Ашугом Аллахверди и Ашугом Алы Гызылвенкли. Он воспитал многие поколения ашугов и в последствии они составили гордость азербайджанского ашугского искусства: Наджаф, Асад, Юсиф, Микаил, Гияс, Наги, Гурбан, Гасым, Агаяр, Иса, Мустафа, Талыб и др.

По мнению многих фольклористов, влияние гениального Ашуга Алескера на дальнейшее развитие ашугского искусства столь велико, что все ашуги после него, так или иначе, являются его прямыми учениками.

Памятник Ашугу Алескеру на могиле в родном селе. После изгнания азербайджанцев из Армении памятник был разрушен

Великий ашуг так же поддерживал тесные связи со своими известными ашугами – современниками, часто обменивался с ними стихами, которые занимают важное место в его творчестве. Такие яркие фигуры, как Шамкирли Ашуг Гусейн, Ашуг Шенлик, Зодлу Ашуг Мамед, Шаир Вели, Бозалганлы Ашуг Гусейн входили в круг его ближнего общения.

Ашуг Алескер обладал незаурядной памятью, прочно запоминал услышанные стихи и сказания – дастаны у ашугов. Был хорошо знаком с творениями таких выдающихся классиков Востока, как Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиз, Насими, Физули, Набати. Как и полагается ашугу, он знал множество пословиц и поговорок, афоризмов и притч, мудрых народных анекдотов и забавных баек, которые тонко вкраплял в свои поэтические образцы, а также, со смаком рассказывал на своих ашугских меджлисах.

Алескер наизусть знал почти всю классическую ашугскую поэзию и любовно-героические сказания, и сам сложил несколько дастанов – сказаний: «Алескер и Сахнабану», «Путешествие Ашуга Алескера в Нахчыван», «Путешествие Ашуга Алескера в Турцию», «Путешествие Ашуга Алескера в Карабах», а также создал ашугские мелодии «Гёкчагюлю», «Зарынджы», «Орта Шерили», «Шерили дюбейти» и др.

Одним из заметных событий в жизни Ашуга Алескера явилась встреча в 1851 году близ Тифлиса с известным русским поэтом и прозаиком Яковом Полонским. После знакомства с ашугом, гость искренне восторгался на страницах газеты «Кавказ» (1851 г.) не только виртуозной игрой на сазе и мощным голосом мастера, но и широтой его репертуара.

Замечательный мастер, патриарх азербайджанской ашугской поэзии Ашуг Алескер прожил долгую, трудную, но содержательную жизнь, умерев в 1926 гу в возрасте 105 лет и был похоронен в родной деревне.

Ашуг Алескер поднял ашугскую поэзию на новую вершину, в невиданных масштабах расширил её идейно-эстетические возможности. Он вошёл в историю ашугской литературы как певец высоких гуманистических идеалов, как поэт-гражданин, и заложил основы целой школы ашугского творчества.

Во всех без исключения жанрах ашугской поэзии им созданы высокопробные стихотворные образцы. Суть его поэзии заключалась в описании жизни простых людей, внутренней и внешней красоты человека и первозданной красоты родной природы. Для него истинная любовь – великая сила, способная «расплавить железо и камень спалить».

При этом он не довольствуется внешней красотой и желает видеть свою избранницу одухотворённой, наделённой глубоким умом, знающей цену словам. Идеальная красавица своим поведением должна дарить радость, быть чуткой и участливой, добросердечной. Впрочем, эти качества ценятся поэтом ашугом не только в отношении прекрасного пола, но и во всех людях.

Богатейшее творческое наследие Ашуга Алескера впервые собрал по всему Азербайджану, Армении, Грузии и в 1934 году издал в Баку известный фольклорист Гумбат Ализаде. В дальнейшем поэтические собрания великого ашуга с дополнениями и исправлениями издавались на азербайджанском и русском языках неоднократно (1935, 1937, 1956, 1963, 1972, 1984, 1988).

Среди собирателей и исследователей бесценного наследия этого уникального феномена азербайджанской культуры стоит отметить известного фольклориста, профессора Мамедгусейна Тахмасиба, народного поэта Османа Сарывелли, народного писателя, академика Мирзу Ибрагимова, академика Азиза Мирахмедова, сына Ашуга Алескера – ашуга Талыба и внука, известного учёного-фольклориста Ислама Алескера.

Всенародно признанная гёкчинская ашугская школа в лице Ашуга Алескера достигла своего апогея и дала мощный толчок дальнейшему развитию ашугской поэзии Азербайджана на многие века вперёд.

Гениальный Ашуг Алескер является одним из родоначальников всей азербайджанской и исполнительной, и творческой ашугской школы, имеющей особое место в истории культуры народа, а также его искусство в целом обогащает и общемировую культуру.

 

Улашинг: