8 января — день рождения выдающегося представителя азербайджанского театра и кино, лауреата государственных премий СССР и Азербайджанской Республики Лейлы Бадирбейли.
Знаменитая актриса, считается символом красоты азербайджанских дам.
Лейла Бадирбейли родилась в Баку в дворянской семье. Её отец — Агалар Бадирбеков, был родом из шамкирских беков, мать – Пикяханум Мусахан гызы, была ханской дочерью. С раннего детства Лейла посещала с матерью женский клуб, где занималась в танцевальном кружке. Любовь к искусству настолько заворожила девочку, что и в школе она не бросила уроки танца, отдаваясь этой стихии всем сердцем. В 1936 году Лейла стала солисткой ансамбля песни и танца при филармонии имени Муслима Магомаева.
В 10 лет состоялся первый дебют Л. Бадирбейли в кино. Известный российский документалист Дзига Вертов снял Лейлу в эпизодической роли девочки-пионерки в фильме «Три песни о Ленине». Спустя год первая женщина-режиссёр Азербайджана Гамэр Саламзаде сняла Лейлу в кинофильме «Чылгын ушаглар».
В начале 40-х годов прошлого столетия режиссёр Гусейн Сеидзаде пригласил Л. Бадирбейли на главную роль в фильме «Айна». Здесь она играла рядом с такими мастерами кино, как Азиза Мамедова, Мовсун Санани, Алескер Алекперов, Исмаил Эфендиев… Позже актрису пригласили сниматься в кинокартине «Сабухи», повествующей о жизни и творчестве выдающегося азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундова, в роли супруги писателя — Тубу ханум.
Работа в кино не мешала Лейле заниматься любимым делом — танцевать. В те годы она была популярна как солистка ансамбля филармонии, который с большим успехом гастролировал по всему Советскому Союзу. В этом очаге искусства ею педагогами были выдающиеся мастера Азербайджана Узеир Гаджибейли, Шамси Бадалбейли, Ниязи, Гамэр Алмасзаде.
На сцене филармонии выступали замечательные танцоры республики Амина Дильбази, Гаджи Агаев, Шафига Ханифаева, Алибаба Абдуллаев, неоднократно покорявшие публику своим талантом. А танцевальный дуэт Лейлы ханум с Алибабой Абдуллаевым на песню «Бир даянасан» всегда сопровождался бурными аплодисментами зрителей.
В 1945 году шла усиленная подготовка к экранизации музыкальной кинокомедии Узеира Гаджибейли «Аршин мал алан». На роль Гюльчохры пробовались более 50 девушек. После кастинга объявили имя главной героини. Ею была Лейла Бедирбейли, режиссером-постановщиком — Рза Тахмасиб. Молодой актрисе приходилось тяжело, ведь надо было работать над ариями героини, и она старалась как могла. Но режиссера не устраивали сцены с участием Лейлы. В недовольстве он однажды пригрозил, что заменит её. Для девушки это было тяжелым ударом. В ужасе она поехала к Узеиру Гаджибейли.
«Я сказала Узеир беку, что не снимусь в роли Гюльчохры, и разрыдалась. Композитор подошел ко мне, погладил по голове и тихо сказал: «Я смотрел пробные кадры, и мне очень понравилась твоя игра. Я не против твоего участия. Запомни, пение — это не танцы, это намного сложнее… Я хочу, чтобы ты полюбила Гюльчохру»…», — рассказывала Лейла ханум.
После этих слов в Лейле что-то изменилось. Вернувшись на репетицию, она сыграла настолько хорошо, что вся творческая команда застыла на месте…
Фильм принёс большую славу творческому коллективу, в том числе Лейле Бадирбекли в роли Гюльчохры. Созданные ею яркие образы навечно вошли в Золотой фонд национального искусства. Она была из плеяды актрис, стоявших у истоков национального театра и кино.
В какой-то степени этот фильм стал энциклопедией азербайджанской жизни начала 20-го века. В фильме были ярко показаны некоторые этнические особенности азербайджанцев, которые передавали свои мысли и чувства с помощью песен, танцев и восточного юмора. Дуэт Рашида Бейбутова с красавицей Лейлой Бедирбейли в созвездии прекрасных азербайджанских актёров сделали фильм «Аршин мал алан» рекордсменом по числу зрителей почти в 50 странах мира.
В 2013 году фильм «Аршин мал алан» был отреставрирован и раскрашен в центре мировой киноиндустрии – Голливуде по инициативе и при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Над проектом, продлившимся 9 месяцев, работали 157 специалистов из Азии, Европы и Америки. Среди них, помимо удостоившихся награды «Оскар» профессионалов, также имелись работники кино из Азербайджана.
Самоотверженность Лейлы Бадирбейли в развитии азербайджанского кино связана не только с Гюльчохрой. С 1940-х годов, в то же время, он обогащает национальную кинематографию серией ролей, которые умело возрождаются на экранах и пропагандируют моральные и этические ценности и играют важную роль в формировании вкуса зрителей.
Талантливая актриса создаёт памятные образы в почти 50 фильмах, в том числе в фильмах «Фатали хан» (Тути бикя), «Встреча» (Бильгеис), «Тени ползут» (Лейла), «Её большое сердце» (Халида), «Кероглу» (Нигяр), «Кура неукротимая» (Зарнигяр), «Севиль» (Тафта), «Парни с нашей улицы», «В один прекрасный день», «Дервиш взрывает Париж» (Шахрабану)…
Скончалась актриса 23 ноября 1999 года. Похоронена в Баку на Аллее почётного захоронения.
2020 год — годовщина Лейлы Бадирбейли, и по этому случаю президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ в конце декабря 2019 года. 100-летие прекрасной актрисы будет отмечаться в этом году.
Память о замечательной актрисе будет вечно жить в сердце народа.