931

ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Н.С.КОСИМОВА

 Узбекский государственный университет мировых языков, факультет международной журналистики. г. Ташкент, Республика Узбекистан

 Аннотация. В статье рассматривается роль воспитания молодежи в достижении целей устойчивого развития. Отмечены правовая база по развитию экологического образования, а также  разработаны  рекомендации по формированию экологического сознания в рамках учебно-воспитательного процесса для каждого образовательного учреждения.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, устойчивое развитие, экологическое сознание, ООН, экологическая культура.

Воспитание учащейся молодёжи, ее  экологическое образование являются приоритетами государственной образовательной политики Республики Узбекистан. Основы формирования гармонично развитого поколения заложены в Законах  «Об охране природы», «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других документах.

Национальная программа по подготовке кадров, принятая Олий Мажлисом в 1997 году, рассчитанная на 1997-2010 годы, определила в числе основных целей государственной реформы образования развитие экологического образования. В ней предусмотрены пересмотр учебных программ, подготовка новых учебников, модернизация методов обучения, компьютеризация и другие важные вопросы. Основным документом, направленным на формирование экологического образования и воспитания  граждан, стала «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999-2005 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 469 от 20 октября 1999 года [6, 20.02.2018].  В соответствии с ней Министерствами Народного образования и Высшего и средне-специального образования разработаны «Концепция непрерывного экологического образования» и «Государственный стандарт непрерывного экологического образования».
Государственный стандарт по экологическому образованию прошел апробацию в нескольких общеобразовательных школах. Однако внедрение этого стандарта пока еще  не завершено. В большинстве общеобразовательных школ республики отсутствуют специальные предметы по экологии, охране окружающей среды. Вместо этого вопросы экологии преподаются в качестве факультативов, либо интегрируются в существующие учебные предметы – биологии, химии, ботаники, зоологии, географии и другие. В дошкольных учреждениях работа в этом направлении пока широко не проводится.

Министерство высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан проводит работу по подготовке специалистов-экологов в ряде высших учебных заведений. Ежегодно вузы страны выпускают около 300 специалистов-экологов, которые, однако, не всегда  работают по специальности .

В настоящее время зачастую недостаточно внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка, в первую очередь. Ни для кого  не секрет, что одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в Узбекистане и истощения ее природных запасов является низкий уровень экологической культуры населения, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Экологическая культура, как решающий фактор в уравновешении отношений общества и природы, становится в настоящее время всё более актуальной. Приоритетное значение в этом процессе имеют экологическое образование и воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний.

Формирование экологической  культуры, экологического сознания у населения, преимущественно у детей — процесс длительный и не простой. Главным условием в формировании практических навыков экологически осмысленного поведения является поведение взрослых, в первую очередь учителей и родителей. В случае, если дошкольник наблюдает, как старшие бережно заботятся о растениях и животных, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя на природе, он накапливает надлежащие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. По этой причине экологическое обучение и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как для детей, так и для взрослых[2, 03.03.2018].

Экологическое сознание младших школьников – это интегрированный общекультурный показатель предметного обучения, итог высококачественной учебно-воспитательной работы школы, по следующим направлениям:

—   общекультурные – экологическая культура, как компонент общей культуры;

—      учебно-познавательные – получение экологических знаний из окружающей действительности и реализации экологических проектов, владение методами экологических исследований;

—   информационные – отбор информации для принятия решений в экологических ситуациях[1, 98 с.]

Помимо экологического образования в школе, ребята могут получить интересную информацию из внешкольного образования – в кружках, внешкольных занятиях, экскурсиях на природу, экскурсия на производство, экскурсия в научные лаборатории [2, 03.03.2018].

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов – экологов. Чтобы повысить экологическую культуру населения необходимо:

  • научиться экономить любые природные ресурсы вне зависимости от того, дефицитны они или нет;
  • заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные;
  • сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты;
  • привыкнуть платить за то, что тебе лично уже совсем не нужно. Например, за утилизацию отходов;
  • в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения  правил рационального природопользования[2, 03.03.2018].

Экологическое образование призвано объяснить людям их права и возможности, научить правильно действовать для защиты долгосрочных интересов общества и стабильности природы, выступать законным оппонентом тех сил, для которых экологическая безопасность по экономическим причинам не является приоритетной целью.

Экологическое образование осуществляется и через ряд изданий. Например, в рамках издательской деятельности Государственного комитета экологии и защиты окружающей среды и Экологической издательской компанией «Чинор» изданы ряд новых информационных ресурсов на экологическую тематику, которые передаются заинтересованным организациям, в первую очередь, образовательным учреждениям. Так, в  2013 году издан  новый информационный – фотоальбом «Гиссарский государственный заповедник», рассказывающий о самом крупном заповеднике Узбекистана [5, 05.03.2018].

В рамках проекта ПРООН, Глобального Экологического Фонда и Правительства Республики Узбекистан «Национальное планирование в области биоразнообразия для поддержки реализации Стратегического плана Конвенции о биологическом разнообразии в Узбекистане на 2011 – 2020 гг.» разработаны три инфографических плаката, посвященных вопросам биологического разнообразия, Конвенции ООН о биологическом разнообразии и угрозам биологического разнообразия. Помимо этого проектом подготовлены на узбекском и русском языках брошюры, рассказывающие о глобальных целях Конвенции ООН о биологическом разнообразии (Глобальные цели Аичи) и об экосистемных услугах («За что благодарить природу?», 2 версии – для детей и для взрослых) [3, 23.02.2018].

В связи с объявлением ООН всемирной Декады по образованию для устойчивого развития (2005-2014 гг.) принято совместное Постановление Министерства высшего и средне-специального образования, Министерства народного образования и Госкомприроды Республики Узбекистан за № 242/33/79 от 7 ноября 2005 года, утвердившее Концепцию, Стратегию и Программу «По развитию экологического образования, подготовке и переподготовке экологических кадров, а также перспективах совершенствования системы повышения квалификации в Республике Узбекистан» [6, 23.02.2018].

Совместным решением Министерства высшего и средне-специального образования, Министерством народного образования и Госкомприроды Республики Узбекистан в декабре 2005 года создан межведомственный Координационный Совет по развитию непрерывного экологического образования (ЭО) и образования для устойчивого развития (ОУР).

В 2008 году совместным приказом трех ведомств Совету придан статус Республиканского межведомственного Координационного Совета (РМКС).
РМКС предназначен для межведомственной координации деятельности государственных и общественных организаций в реализации Стратегии ООН по ОУР, в интеграции принципов устойчивого развития в систему образования Республики Узбекистан. Для решения этих задач Координационным Советом разработан комплекс мероприятий, в соответствии с которым создан Республиканский центр поддержки ЭО и ОУР, развивается сеть по ЭО и ОУР, ведется подготовка и издание учебников и учебных пособий, методической литературы [6, 23.02.2018].

Предмет «Экология» и родственные ей дисциплины включены во все учебные планы высших учебных заведений республики.   Но этого недостаточно. В настоящее время реальная жизнь показывает, что одно только  преподавание предмета  традиционным путем не даёт желаемого результата. Экологическое сознание населения остается пока не на должном высоком уровне. Это можно увидеть в негативном отношении части населения  к окружающей среде. Чтобы  повысить экологическое сознание и экологическую культуру населения следует внедрять в образование новые модели  обучения. В рамках учебно-воспитательного процесса для каждого образовательного учреждения  можно предложить ряд рекомендаций по формированию экологического сознания [4, 12.03.2018]:

— процесс экологического обучения должен быть личностно значимым;
— необходимо формировать экологически оправданные стереотипы поведения, умения оценивать окружающую среду с позиций не только собственного благополучия, но и гармонии взаимоотношений «природа — общество»;

— внедрять систему научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во все виды образовательной деятельности;
— расширять сотрудничество с сотрудниками экологических организаций, заповедников, национальных парков;

— наряду с национальными ценностями воспитывать у учащихся и любовь к природе.

Сегодня настало время для действенных решений в сфере образования. В стране необходимо срочно принять  единую государственную программу по экологическому образованию, которая охватывала бы все возрастные группы. Следует интегрировать экологические знания в другие учебные предметы системы среднего образования, а также надо вводить предмет «Экология» в качестве обязательного предмета во все этапы дошкольного и школьного образования.

 ЛИТЕРАТУРА

 СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛА

  1.  Махкамов Б. А. Экологическое образование учащихся в процессе трудового обучения // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С.97-99.

 ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

  1. Беляева О.А. О формировании экологической культуры у молодого поколения в системе образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izrоn.ru/аrticles/pedаgоgikа-i-psikhоlоgiyа (дата обращения 03.03.2018).
  2. Образование в целх устойчивого развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mkurcа.оrg/blоg/2014/01/06/оbrаzоvаnie-v-tselyаh-ustоjchivоgо-rаzv(дата обращения 23.02.2018).
  3. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninkа.ru/аrticle/n/rоl-ekоlоgicheskоgо-оbrаzоvаniyа (дата обращения 12.03.2018).
  4. Узбекская модель образования – залог достижения целей устойчивого развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uzbekistаn.de/ru/nаchrichten/nаchrichten (дата обращения 05.03.2018).
  5. Экологическое образование и воспитание. Образование в целях устойчивого развития. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uznаture.uz/?q=ru/nоde/680 (дата обращения 20.02.2018).

Улашинг: