890

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ОСВЕЩЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

НаргисКосимова,

доцент факультета международной журналистики

 Узбекского государственного университета мировых языков.

 Политика экологической безопасности Республики Узбекистан проводится на основе Конституции, законодательства, Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан, принципов Рио-де-Жанейровской и Йоханнесбургской Деклараций по окружающей среде и устойчивому развитию, с учетом обязательств республики, вытекающих из международных конвенций и соглашений, а также законодательного опыта ведущих государств. Узбекистан, как и все страны на постсоветском пространстве, унаследовал экономику с энерго- и материалоемким производством, устаревшие и загрязняющие окружающую среду оборудование и технологии. В условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике задачей первостепенной важности стало оптимальное сочетание макроэкономического планирования с природоохранной политикой и ее интеграция с политикой в социальной и других сферах. Экологическая политика республики направлена на осуществление перехода от защиты отдельных элементов природы к всеобщей защите экосистем, гарантирования оптимальных параметров жизненной среды обитания человека. Реализация такой экологической политики должна стать одним из условий устойчивого развития экономики и общества в целом. За годы независимости в республике практически заново начала создаваться нормативно-правовая база природоохранного законодательства, коренным образом отличающаяся от прежней. Вместо административно- командного стиля управления природопользованием осуществляется переход к экономически и экологически обоснованным методам рационального природопользования. В 1992 году принят Закон Республики Узбекистан «Об охране природы», который установил правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов[1]. В настоящее время в Узбекистане  разработаны и осуществлены важные законодательно-правовые, организационные и социально-экономические меры по обеспечению экологической безопасности. Приняты и действуют более 15 законов, непосредственно регулирующих отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, более 30 законодательных актов, в которых определены механизмы и условия пользования отдельными видами природных ресурсов, а также процедура осуществления государственной экологической экспертизы, образования различных категорий охраняемых природных территорий и установления в них особого режима пользования и другие вопросы[2].  Принятые акты позволили в определенной степени снизить уровень загрязнения окружающей среды, развить систему охраняемых природных территорий, привлечь международные организации к решению национальных экологических проблем.

Наиболее важными из них являются Законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охраняемых природных территориях», «О государственном санитарном надзоре», «О воде и водопользовании», «О недрах», «Об охране и использовании

растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха», «О лесе», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О государственных кадастрах», «Об отходах», «Об экологической экспертизе», «Земельный кодекс», «Об экологическом контроле» и другие. Республика Узбекистан одной из первых среди государств бывшего Советского Союза присоединилась к таким международным институтам, как ООН, ОБСЕ, подписав, наряду с другими странами бассейна Аральского моря, Нукусскую декларацию государств Центральной Азии и международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (г. Нукус, 5 сентября 1995 г.)[1], четко провозгласила свою приверженность принципам устойчивого развития и была инициатором разработки Конвенции по устойчивому развитию бассейна Аральского моря.  В республике создана система государственного управления охраной природы. В 26 апреля 1996 года создан Государственный комитет по охране природы (Госкомприроды), как специально уполномоченный, надведомственный и координирующий орган, осуществляющий государственный контроль и межотраслевое управление в области охраны природы, использования и воспроизводства природных ресурсов.     21 апреля 2017 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан под №УП-5024 «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», где преобразовал Государственный комитет по охране природы в Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды. Новый комитет займется вопросами обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье граждан, созданием благоприятных условий для совершенствования системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов. В структуре комитета создана Инспекция по контролю  за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов, которая будет иметь подразделения в регионах. При территориальных управлениях госкомитета образуются государственные унитарные предприятия «Тозахудуд», которыебудут иметь филиалы в городах и районах. Республиканская государственная инспекция по охране и рациональному использованию животного и растительного мира преобразована в Инспекцию по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий. В госкомитете также создается Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами на базе республиканских и территориальных фондов охраны природы[2].

На национальном уровне в Узбекистане с 1997 года действует Национальная комиссия по устойчивому развитию (НКУР), которая затем была преобразована в рабочую группу под координацией Правительства Республики Узбекистан. Экспертами министерств и ведомств Узбекистана в 1998 году была разработана Концепция устойчивого развития Республики Узбекистан, одобренная НКУР. Подписав Декларацию тысячелетия в 2000 году, Узбекистан взял на себя обязательства по достижению Целей развития тысячелетия. В 2015 году был предоставлен Доклад по целям развития тысячелетия Узбекистан 2015. Доклад был подготовлен совместной инициативой Правительства Республики Узбекистан и агентств Организации Объединенных Наций (ООН) в Узбекистане и поставил своей задачей осуществить объективный анализ и оценку прогресса страны по достижению

Целей развития тысячелетия за период 2000-2013 годах. В докладе определены ключевые факторы, способствовавшие достижению целей, сформулированы вызовы и задачи, стоящие перед страной на перспективу.

На пути к устойчивому развитию в Узбекистане уделяется большое внимание развитию человеческого потенциала, повышению экологической осведомленности и просвещенности населения. Совместно с причастными министерствами разработаны Программа и Концепция «О развитии экологического образования, подготовки и переподготовки кадров в Республике Узбекистан»[1].

Кроме этого была принята Субрегиональная Стратегия устойчивого развития стран Центральной Азии[2], основные положения которых направлены на создание необходимых условий для конструктивного диалога государств Центральной Азии, взаимодействия государственных органов, коммерческого сектора, институтов гражданского общества в процессе принятия решений по проблемам сбалансированного социально-экономического развития стран и улучшения состояния окружающей среды.

Формируя во многом общественное мнение, именно журналисты могут повлиять на отношение к окружающей среде. «Журналистика должна всесторонне освещать проблемы окружающей среды, раскрывая важность понимания взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами, обучать ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения устойчивого развития»[3]. Кроме демонстрации обеспокоенности журналистов состоянием окружающей среды, необходимо показывать позитивные явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. Стоит отметить, что тема состояния природы всегда была в поле зрения СМИ. Но как отдельное направление национальная  экожурналистика сформировалась недавно. После обретения независимости  перед средствами массовой информации открылись «широкие возможности анализировать события и явления, поднимать серьезные социальные проблемы и предлагать пути их решения»[4].

Сегодня экологическая журналистика продолжает набирать обороты, так как насущность и значимость экологических проблем, стоящих перед страной, требуют общественного и государственного внимания. Она выступает в роли связующего звена между широкой общественностью и различными организациями, участвующими в процессе информирования общественности об экологических проблемах и продвижении устойчивого использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды. Данная сфера зародилась в Узбекистане в начале 1990-х годов в качестве отдельного направления. С тех пор, число экологических журналистов значительно выросло. Сегодня их работы все больше и больше освещаются в печати, телевидении, радио и электронных средствах массовой информации в Узбекистане.

В результате возросшего интереса СМИ к экологическим проблемам, в 1995 году был опубликован первый выпуск издания узбекского Экологического бюллетеня. Данная публикация собрала вместе группу людей, занимающихся вопросами сохранения окружающей среды и вопросами, связанными с широкой общественностью. Спустя год, журнал решил создать компанию, занимающуюся экологическими изданиями «Chinor ENK» с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на экологические новости и повышения осведомленности общественности о существующих и возникающих экологических проблемах. С тех пор, данное издание стало стремительно развиваться. За последние семнадцать лет, журнал претерпел множество изменений. Читательская аудитория возросла, равно как и количество, и качество страниц, статей и публикаций. Чтобы держать читателей в курсе последних экологических новостей и событий в Узбекистане, «Chinor ENK» запустил веб-портал (www.ekonews.uz). На данном сайте представляется информация и новости на различные темы, в том числе о возобновляемых источниках энергии (www.energy.ekonews.uz), переработке отходов (www.waste.uz) и экологическом образовании

Сегодня под эгидой «Chinor ENK» объединены экологические движения и группы экологической журналистики, СМИ и международные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. С момента своего создания компания осуществляет различные виды деятельности, в том числе организует медиа-тренинги, семинары, практикумы, при совместном участии партнеров, таких как Государственный комитет по охране природы Республики Узбекистан, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также Международный центр по сельскохозяйственным исследованиям в засушливых регионах (ИКАРДА). Последние два года были очень продуктивными. В 2011 году неправительственная организация «Экомактаб» (Экошкола) и «Chinor ENK» открыли информационно-ресурсный центр при поддержке проекта ОБСЕ в Узбекистане. Данный центр призван помогать журналистам и членам общественности в поиске современных научных, академических и других информационных  материалов относительно вопросов окружающей среды.

Газеты «Экомувозанат»  — орган Государственного комитета экологии и охраны окружающей среды, «Табиатвахаёт» (Навоийская область), «Экология ва ҳаёт» (г.Ташкент), сайты ekolog.uz, ekobarqaror.uz, sreda.uz, eko.uz, uznature.uz, ecosan.uz, информационная передача на телеканале «Тошкент»«Экопойтахт» и рубрики по экологии в газетах «Жамият», «Тошкент окшоми»- «Вечерний Ташкент»  вот небольшой перечень экологических СМИ Узбекистана. Для 32 миллионного населения Узбекистана это очень мало. Задача СМИ увеличить хотя бы рубрики теле и радиопередачи на экологическую тематику и по освещению вопросов устойчивого развития. Данная проблема возникла и потому, что экологическая журналистика – специализация достаточно узкая. Ни один вуз республики не готовит экожурналистов. Журналисты пишущие на экологическую тематику обучаются на тренингах, семинарах и медиа-туры, проводимые для журналистов.

Очень часто  в СМИ появляются материалы экологов. Но и в данном случае возникает проблема. Сможет ли эколог написать статью, которая будет интересна и доступна широкому кругу читателей. Язык материалов, написанных экологами слишком сложен и может быть непонятен для простого читателя. А то, что непонятно, никогда не будет интересным. Журналист же может простым изложением донести до читателя суть сложной проблемы.  Он может адаптировать любой текст для своей аудитории. Но журналист, говоря языком профессионалов, если не  в теме, зачастую может неверно интерпретировать слова ученых-экологов. Основная задача журналистики заключается в том, чтобы донести проблемную информацию различного характера до большего числа людей, а это возможно сделать только через общедоступные СМИ.

В то же время специфика национальных СМИ не позволяет заниматься журналисту исключительно одной тематикой. Это происходит в силу ограниченности человеческих и финансовых ресурсов в большинстве изданий. Поскольку вникать в тему, поднимать проблемы и искать пути их решения занимает много времени, которого у журналиста зачастую просто не хватает.

Однако проблемы экологии остаются проблемами, о которых журналист не должен молчать. Но как сделать так, чтобы материалов на экологическую тематику стало больше, они стали бы качественнее, достовернее и доступнее для конечного читателя. Решение этой проблемы, возможно, и прозвучит банально – активное взаимодействие обеих сторон: и журналистов, и экологов. Это решение предполагает несколько аспектов: доступ к информации, возможность встречи с экспертами в области экологии, посещение проблемных экологических участков, территорий и объектов[1].

Что касается доступа к информации, то эта проблема журналистики в целом. И поднимается она на каждой второй конференции, семинаре, круглом столе. Первое и, пожалуй, самое существенное препятствие в этом вопросе – неслаженная работа пресс-служб министерств, ведомств и организаций. В то время как все эти организации должны быть заинтересованы в распространении информации в массы, в большинстве  из них работа в этом направлении ведется довольно слабо. В некоторых ведомствах и не предполагается существование отдела по работе со СМИ. Но ведь журналист – это инструмент распространения информации для населения. Это некий мост между широкой общественностью и государственными структурами, а также  некоммерческими организациями.

Экологические организации занимают не последнее место в этом списке.

Инициатива должна исходить, в первую очередь, от организации: подавать интересную информацию журналистам, проводить медиатуры и организовывать встречи с компетентными людьми. А задача журналистов заключается в изучении той или иной тематики и адаптации ее для аудитории.

Именно таким образом должны строиться взаимоотношения между СМИ и различными министерствами, ведомствами и некоммерческими организациями. Это не означает, что журналист должен сидеть и ожидать, когда на него свалится нужная информация. Затратив уйму времени, он попытается найти то, что ему нужно, но мы как раз и говорим о том взаимодействии, которое позволит более эффективно и достоверно готовить необходимую информацию для публикации.

        В заключение хотелось бы сказать, что  средства массовой информации Узбекистана отводят проблемам экологии недостаточно внимания, потенциал влияния экоматериалов на общественное мнение еще во многом не реализован. В подаче экологической информации не всегда хватает системности и стилистической образности. Учитывая  особенности экологического материала, целесообразна экологическая специализация при подготовке журналистов, так как сегодня базовые экологические знания важны для любого журналиста. Экологические проблемы невозможно решить ни с помощью только правительства, ни с помощью только общественности, и один бизнес тоже ничего не сделает. Для улучшения состояния окружающей среды нужно взаимодействие всего общества, общественный диалог. И средства массовой информации являются основным инструментом этого диалога. Следовательно, одна из целей экологической журналистики – путем взвешенных, научно грамотных и корректных материалов способствовать общественной интеграции, а значит, и решению экологических проблем. При этом на журналисте лежит огромная ответственность за то, что и как он преподносит своей аудитории, за качество информации.

И напоследок несколько советов по подготовке экологического материала:

  1. Представляйте несколько точек зрения на проблему. Для аудитории всегда важно, чтобы информация была объективной. А объективность как раз и обеспечивается за счет наличия нескольких подходов к проблеме. К тому же сопоставление разных точек зрения может оказаться полезным, к примеру, для выявления виновников ситуации или для предложения конкретного решения проблемы.
  2. Упрощайте техническую информацию. Журналистам, работающим с экологической тематикой, часто приходится иметь дело со сложной для восприятия информацией. Речь идет в первую очередь об обилии цифр, специальных терминов, разобраться в которых бывает непросто. Когда от этапа сбора и анализа информации вы переходите к написанию журналистского материала, всегда помните о своих читателях, зрителях, на уровень которых вы ориентируетесь. Любой термин, любое явление можно объяснить простыми словами. Но для того, чтобы это сделать, нужно самому очень хорошо разбираться в проблеме. Это еще раз говорит о том, насколько полезны для журналиста могут быть базовые экологические знания.
  3. Будьте осторожны при обращении с фактической информацией (цифрами, терминами, именами) – при работе с экологической информацией это обычное требование журналиста к самому себе.
  4. Известно, что журналисты часто пренебрегают просьбами интервьюируемых показывать материал перед публикацией (эфиром). Мы убеждены, что в экологической журналистике, согласование материала с участниками, мнения которых вы использовали, должно быть правилом. Поскольку вы сами не являетесь (да, по сути, и не должны быть) профессионалом в области экологических знаний, в ходе интерпретации полученной информации могут быть допущены серьезные ошибки или искажения фактов, устранить которые под силу только эксперту.
  5. Будьте корректны по отношению ко всем участникам материала. Довольно сложно бывает при подготовке материала по «горячей» экологической проблеме преодолеть свойственную журналистике тягу к сенсационности, к эмоциональному изложению фактов. Проблема заключается в том, что, нужно, с одной стороны, не оскорбить участников события, не запугать людей и не вызвать паники, а с другой стороны, привлечь внимание читателя. Традиционно все еще принято считать, что аудитория «клюет» на жареные факты: жуткие подробности катастроф, мутантов и пр.
  6. Ссылайтесь на источники информации. Это требование также становится чрезвычайно важным в экологической журналистике. Опять же это связано с ситуацией неопределенности, в которой приходится работать журналисту: мнение эксперта, ученого, которое вы использовали при подготовке материала, может вызвать резкую оценку других экспертов. Таким образом, практически вся полученная информация может быть только мнением, а не истиной в последней инстанции. И мнения эти могут быть самыми разными. В случае особо острого конфликта, дело может дойти даже до суда. Поэтому старайтесь по возможности хранить документально зафиксированные (официальные бумаги, стенограмма интервью, аудио- или видеозапись) мнения разных людей о проблеме.
  7. Пытайтесь предлагать возможные решения, а не ограничиваться только постановкой проблемы. Трудность экологической темы еще и в том, что только постановки проблемы явно не достаточно – у любой проблемы должно быть решение. Важно попытаться найти его и предложить аудитории. Поиск возможных решений – одна из самых сложных задач. Подходить к ней вы можете по-разному: так, призыв к открытому диалогу всех заинтересованных сторон (организация обсуждения проблемы в студии, к примеру) может стать шагом на пути поиска решений экологических проблем. Если решения вам найти не под силу, что довольно типичная ситуация, постарайтесь привести мнения экспертов. Пусть они будут различными, но знакомство со спектром мнений часто позволяет найти выход.

Литература:

  1. Кузнецова Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития // Молодой ученый. — 2013. — №5.
  2. Агапова Е.В., Липина С.А., Липина А.В. Шевчук А.В., Анализ международных документов по вопросам развития «зеленой» экономики и «зеленого» роста. ftp://ftp.repec.org/opt/ReDIF/RePEc/rnp/wpaper/1858.pdf.
  3. Доклад по целям развития тысячелетия Узбекистан 2015/под общ. ред. Г. Саидовой. — Ташкент: Центр экономических исследований, 2015.
  4. Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Егоров А. Ф. Проблема экологической катастрофы в прессы (К созданию новой экологической журналистики) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1992. № 3.

 

 

 

 

Улашинг: