1 039

Фейки» в сети: почему мы верим всему подряд?

Наверняка многие ваши друзья и знакомые ежедневно делятся прочитанными во всемирной паутине новостями, которые порой кажутся откровенной ложью. С появлением интернета вероятность быть обманутыми информацией выросла в разы, признают исследователи. Заходя в сеть, мы не получаем гарантий того, что все увиденное там достоверно. Остается только гадать, насколько эти материалы соответствуют реальности. Ведь зачастую в огромном потоке сведений очень тяжело понять, где правда, а где ложь.

На первый взгляд, интернет и социальные сети несут с собой сплошные удобства. Здесь и общение с друзьями, и новости, и смешные видеоролики, «лайки» и комментарии. Но, с другой стороны, тут есть сотни и сотни тысяч сайтов, которые имеют возможность делиться информацией с многомиллионной аудиторией с куда большей скоростью, чем традиционные СМИ. А правильно трактовать эти данные, увы, способен не каждый. Доказано, что среднестатистическому гражданину свойственно принимать за правду всякое сообщение, удовлетворяющее его требования и интересы.

Проблема в том, что обыватель, как правило, не оценивает качество материала. Куда важнее — просто получить его и неважно где и от кого. А распространители информации соревнуются в том, кто ее быстрее подаст. Очевидно, что при этом теряется качество, а до аудитории нередко доходят непроверенные, зачастую ложные данные. Потому и появилось такое понятие, как «фейк» (в переводе с анг­лийского — «подделка»). Увы, передовые технологии только способствуют быстрой популяризации таких сообщений среди аудитории.

— Фейковые новости — нередкое явление для современной прессы, — говорит кандидат филологических наук, доцент факультета международной журналистики УзГУМЯ Наргис Косимова. — В погоне за сенсацией и читателем некоторые СМИ, в особенности сетевые, не останавливаются ни перед чем. Приведу несколько примеров. Громкий случай произошел в мае прошлого года, когда россий­ские сайты опубликовали копию письма одного из заместителей министра иностранных дел Узбекистана, в котором ведомство якобы упрекает американ­скую сторону в потере контроля над ситуацией в Афганистане, что приводит к росту террористической активности в соседних странах. Говорилось, что оно попало в сеть из-за утечки. Информация не была предоставлена официальным источником, а значит, ее нельзя считать достоверной. Неоднозначные цели преследовали и распространители сведений, связанных со строительством у нас атомной электростанции. На просторах соцсетей активно гуляли слухи о том, что будто на территории Бухарской области планируется создание могильника для урановых отходов не только будущей АЭС, но и тех, что привезут из России. Очевидно, что это просто кем-то выдумано. Сложность в том, что вычислить первоисточник в социальных сетях практически невозможно. Увы, сами журналисты порой не пренебрегают искажением фактов. Даже многие весьма популярные отечественные сайты регулярно «заливают» подобные сообщения.

Яркий пример — информация, распространившаяся в интернете 6 декабря прошлого года. Новость о взрыве на нефтяном месторождении Мингбулак Наманганской области опубликовали многие издания. При этом абсолютно несодержательные тексты сопровождались яркими иллюстрациями с изображением крупной аварии, привлекающими внимание читателей. Позже АО «Узбекнефтегаз» прокомментировало ситуацию и опровергло все слухи.

А каков уровень медиасознательности населения? Точные данные по этому вопросу отсутствуют. Ведь для его определения следует проводить серьезные социологические исследования, которых пока нет.

— В нашей стране делаются робкие шаги по повышению медиаграмотности людей, — отмечает Н. Косимова. — Робкие они из-за того, что до сих пор преподавание в школах, колледжах, лицеях и даже вузах ведется устаревшими методами. Мы только думаем, что привлекаем молодежь к глобальным проблемам. На деле же чаще всего звучат скучные лекции о терроризме, экстремизме… А в СМИ тем временем выходят материалы, не несущие конкретных фактов и статистических данных. Увы, многое делается для отчетности, а не для читателя.

Наше медиаобразование находится в стадии становления. Пока отсутствует концепция национальной модели его развития. Такие проекты больше проявляются в неформальном обучении — на тренингах негосударственных организаций, курсах повышения квалификации и так далее. Не хватает специалистов, способных эффективно обучать молодежь медиаграмотности. Более того, сама специальность остается невостребованной по причине невыявленности спроса на рынке труда.

— Зачастую фейковые новости идут из интернета, а СМИ лишь подхватывают их, — продолжает Н. Косимова. — Больше половины населения нашей планеты активны в соцсетях, и многие склонны верить сообщениям, поступающим именно оттуда. СМИ сегодня борются с соцсетями за право быть главными распространителями информации. А ведь ложные медиатексты, содержащие искаженные факты, могут быть опасны и для физического и психического здоровья, и полноценного становления личности. Человек теряет ориентацию, размываются его понятия о жизненных ценностях. Таким образом, низкий уровень медиаграмотности наносит урон безопасности не только конкретных людей, но и общества и государства в целом.

Евгения Юн.

Опубликовано в газете «Правда Востока» №19 (28982) от 29 января 2019 года.

Улашинг: