121

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Наргис КОСИМОВА

к.ф.н., заведующий кафедрой аудиовизуальной

журналистики Узбекский государственный

университет мировых языков

Статья  посвящена  развитию  телерадиовещания  в  Узбекистане  на  примере Национальной телерадиокомпании Узбекистана, особой роли и места телевидения в системе современных  электронных  СМИ  как  одного  из  самых  распространенных  и  доступных  для населения,  переходу  его  к  цифровому  формату.  В  ней  также   проанализирована  правовая основа сферы и новый законопроект «О телерадиовещании».

ХХI  век  часто  называют  «веком  информационной  коммуникации». Понятие «информационное  общество»  из  научной  теории  перекочевало  в политическую  практику:  построение  информационного  общества провозглашается глобальной задачей нового тысячелетия; на международном и национальных  уровнях  разрабатываются  принципы,  стратегии  и  приоритеты его развития.

В  Узбекистане  вопросы  развития  СМИ,  в  том  числе  как  одного  и инструментов обеспечения конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, всегда находятся в центре внимания. Так, выступая 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов(6)  подчеркнул, что: «Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и  идеи,  позиции  и отношение к  происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической  активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны. Обеспечение свободы и прав граждан  в  информационной сфере, включающей в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества в Узбекистане».

До  1991  года  Узбекское  телевидение  фактически  было  филиалом Останкино. В эфир выходили два местных телеканала с общим среднесуточным объемом  вещания  всего  13  часов.  Оснащение  техникой  не  отвечало требованиям  времени  –  Узбекское  телевидение  не  имело  репортажных  камер, не было ни одного ТЖК, репортажи и сюжеты снимались кинокамерами на 16-миллиметровые  ленты,  а  звук  записывался  на  отдельную  ленту.  Все телепередачи записывались только в студиях телевидения или с помощью КТС.  Имелось всего 10 аппаратных монтажа.

7 января 1992 года выходит Указ Президента Республики Узбекистан «Опреобразовании  государственного  комитета  Республики  Узбекистан  по телевидению  и  радиовещанию  в  государственную  телерадиовещательную компанию Узбекистана»(1).

Поэтапно  телерадиокомпания  Узбекистана  оснащалась  современной техникой  и  технологиями,  позволяющими  готовить  и  выдавать  в  эфир качественную  и  высокохудожественную  телерадиопродукцию. К 2005 году количество репортажных камер достигло 58 единиц,  число  аппаратных видеомонтажа увеличилось до 46, а студий до 8. В аппаратные видеомонтажа были установлены современные истемы нелинейного монтажа. Студии телевидения были оснащены современными осветительными  приборами, управляемыми компьютером(7).

В  результате  к  2005  году  была  создана  мощная  техническая  база  для дальнейшего развития системы телерадиовещания.

8 ноября 2005 года выходит Указ Президента Республики Узбекистан «Омерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания»(2).

Данным указом Президента Республики Узбекистан «в целях дальнейшего реформирования и развития независимых каналов телерадиовещания,  повышения  роли  отечественных  электронных  средств массовой информации в углублении общественно-политических и социально-экономических реформ, удовлетворении информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации Телерадиокомпания Узбекистана была преобразована в Национальную телерадиокомпанию Узбекистана (НТРК Узбекистана) с включением  в  ее состав:

–Государственного  унитарного  предприятия  «Телерадиоканал “O’zbekiston”»,  образуемого  на  базе  телеканала  «Ўзбекистон»  и радиоканала «Ўзбекистон»;

–Государственного унитарного предприятия «Телерадиоканал “Sроrt”», образуемого на базе телеканала «Спорт» и радиоканала «Машъал»;

–Государственного унитарного предприятия «Телерадиоканал “Toshkent”», образуемого на базе телеканала «Тошкент» и радиоканала «Дўстлик»;

–Государственного унитарного предприятия «Respublika teleradiomarkazi», образуемого на базе предприятий «Республиканский  телецентр», «Республиканский  дом  радио  и  звукозаписи»,  «Нукусский телерадиоцентр»;

–Государственного унитарного предприятия «O‘zbektelefilm», образуемого на базе студии «Ўзбектелефильм»;

–телерадиокомпаний Республики Каракалпакстан, областей республики, а также иных творческих, производственно-технических подразделений».

На базе телеканала «Ёшлар» и радиоканала «Ёшлар» Телерадиокомпании Узбекистана было образовано Закрытое акционерное общество «Телерадиоканал “Yoshlar”».  Указом было определено, что сокращение бюджетного финансирования и переход на полное самообеспечение  ЗАО «Телерадиоканал  “Yoshlar”»  будет  осуществляться поэтапно  до  2010  года (ежегодно  —  на 20%). И с начала 2011 года ЗАО «Телерадиоканал  “Yoshlar”»  перешел на полное самофинансирование(7).

Вышеназванным указом были определены основные задачи независимых телерадиоканалов и Государственного унитарного предприятия «Respublika teleradiomarkazi» Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Основными приоритетами в данном направлении были названы:

–широкое информирование населения, а также зарубежной общественности о демократических преобразованиях, происходящих  в политической, экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана, направленных  на  формирование  правового демократического  государства, открытого  гражданского  общества, развитие независимых средств массовой  информации,  защиту  прав  и свобод человека;

–обеспечение высокого качественного, профессионального, художественного уровня теле и радиопрограмм, направленных на повышение  образовательного  и культурного  уровня  населения, сохранение  национальных традиций, исторического и духовного наследия, формирование демократических ценностей в сознании граждан, воспитание  молодежи  и  подрастающего  поколения в духе  патриотизма, любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям;

–определение приоритетных направлений деятельности телерадиоканалов, структурных подразделений НТРК Узбекистана, обеспечение  их экономической  самостоятельности,  конкурентоспособности на  рынке информационных  услуг,  внедрение  в  процесс  организации телерадиовещания  рыночных  механизмов,  привлечение  в  эту  сферу инвестиций  отечественных  и  зарубежных  предприятий,  организаций  и финансовых институтов;

–выработка  и  реализация мер по дальнейшему  развитию  технической базы, внедрение информационных, компьютерных, медиатехнологий в производство телерадиопрограмм в соответствии с современными требованиями и стандартами;

–создание  необходимых  организационных  условий  для  эффективной переподготовки, повышение  квалификации  творческого  и  технического персонала подразделений НТРК Узбекистана в целях совершенствования их профессионального мастерства, повышения творческой активности;

–осуществление эффективного международного информационного сотрудничества с государственными, негосударственными зарубежными телерадиокомпаниями, информационными агентствами, а также международными организациями в области телерадиовещания.

В  соответствии  с  Указом  Президента  Республики  Узбекистан  от  8 ноября 2005  г.  №  УП-3678  «О  мерах  по  реформированию  и  развитию независимых каналов телерадиовещания»(3) в целях эффективной реализации мер, направленных на реорганизацию Национальной Телерадиокомпании Узбекистана и создание телерадиовещания, отвечающего современным требованиям, было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О  мерах  по  организации деятельности национальной  телерадиокомпании Узбекистана»  №245  от  27  декабря 2005 года (4) и утверждена Программа организационных мероприятий по реформированию  Национальной елерадиокомпании Узбекистана.

В  целях  обеспечения  эффективного  использования  организациями Национальной телерадиокомпании  Узбекистана  высокотехнологичного оборудования и специальной телерадиотехники, создания с их применением на основе  современных  медиатехнологий  широкого  спектра  качественной телерадиопродукции,  а  также  коренного  улучшения  системы  подготовки и переподготовки  телевизионных инженерно-технических кадров было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе национальной телерадиокомпании Узбекистана» от 1 апреля 2009 года (5).

Данным Постановлением был определен  ряд мер  по рациональному и эффективному использованию современного высокотехнологичного теле- и радиооборудования, а также формированию  высококвалифицированного кадрового состава телевизионных инженерно-технических работников, способных  работать  на  данном оборудовании. В том числе, начиная с 2009-2010 учебного года, были созданы: факультет  «Телевизионные  технологии»  в  Ташкентском  университете информационных  технологий  с  подготовкой  следующих  специалистов: телеоператор,  инженер  по  спецосвещению,  инженер-видеомонтажер,  инженер по компьютерной графике и инженер по звукозаписи;

Республиканский  профессиональный  колледж  телевидения  и  радио, подготавливающий  кадры  среднего  звена  для  системы  телерадиовещания  по специальностям: ассистент телеоператора, ассистент инженера по звукозаписи, техник  по  спецосвещению,  ассистент  видеомонтажера,  техник  по  ремонту  и обслуживанию телерадиоборудования.

На сегодняшний день на дневном отделении факультета «Телевизионные технологии» в Ташкентском университете информационных технологий обучаются около 400 студентов. А в специальное заочное отделение ежегодно принимаются 50 студентов, из которых основную часть составляют сотрудники Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Так, в этом учебном году на специальное заочное отделение факультета поступили на учебу 33 сотрудника Национальной телерадиокомпании Узбекистана.

Если  в  1991  году  функционировали  два  республиканских  телеканала  с общим  объемом  вещания  в  сутки  13,5  часов,  то  к  1997  году  число республиканских  телеканалов  в  системе  Национальной  телерадиокомпании достигло  четырех,  а  с  2010  года  общий  объем  их  эфирного  времени  в  сутки составляет  96  часов.  То  есть  на  сегодняшний  день  телеканалы  «Ўзбекистон», «Спорт», «Ёшлар» и «Тошкент» вещают по 24 часа в сутки. А среднесуточный объем вещания четырех республиканских радиоканалов составляет по 22 часов каждый (7).

Передачи теле- и радиоканала «Ўзбекистон» выдаются в эфир и по каналу искусственного спутника земли. А передачи телеканалов «Ўзбекистон» и «Ёшлар» можно посмотреть, передачи четырех республиканских радиоканалов послушать по сети Интернет в он-лайн режиме.

На сегодняшний день количество репортажных камер в телерадиокомпании достигло 78, аппаратных монтажа 56 единиц. Для обеспечения оперативности подготовки информационных передач редакциям данных передач выделены отдельные ТЖК, аппаратные монтажа, студии.

Значительное  место  в  эфире  независимых  телеканалов  занимают телесериалы.  80–85  процентов  выдаваемого  в  эфир  сериалов  составляют зарубежные  телевизионные  сериалы.  Последние  годы  все  больше  возрастает потребность  телезрителей  в  национальных  сериалах,  показывающих  все стороны жизни, культуру, историю, традиции, быт нашего  народа,  а также  в шоу  передачах.  Но  для  этого  у  нас  не  имелась соответствующая техника-технологическая база, студии и павильоны. Для решения данного вопроса Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования  в  системе национальной  телерадиокомпании Узбекистана»  от  1  апреля  2009  года (6)  было  определено  строительство  в центральной части города Ташкента современного медиацентра Национальной телерадиокомпании Узбекистана, позволяющего обеспечить производство на самой современной  технической основе отечественных телевизионных фильмов и сериалов,  а  также проведение и запись концертных и других программ для  телевидения. Строительство и оснащение медиацентра самым современным мультимедийным  техническим оборудованием  завершено. В медиацентре имеются  четыре  павильона,  два  из  которых  имеют  площадь  по1000 м2 каждый, остальные два по 600 м2 каждый.

Медиацентр  Национальной  телерадиокомпании  Узбекистана  имеет возможность  подготовки  высококачественной  теле-,  и  видеопродукции  в кратчайшие  сроки  не  только  по  заказу  независимых  телерадиоканалов,  и государственного унитарного предприятия «Узбектелефильм» в системе НТРК Узбекистана, но и негосударственных телерадиостудий и других организаций и предприятий, независимо от формы собственности.

За последние десять лет число электронных средств массовой информации в нашей стране возросло в 7 раз. Почти 53 процента действующих телеканалов, 86 процентов радиоканалов негосударственные средства массовой информации. Электронные СМИ страны вещают на семи языках проживающих в Узбекистане наций и народностей.

Сегодня  обеспечен  стопроцентный  охват  населения  республики,  как минимум,  одним  государственным  телерадиоканалом;  во  всех  регионах республики,  наряду  с  государственными, распространяется  от  одного  до трех негосударственных телеканалов. В процесс производства эфирной продукции внедряются современные цифровые и мультимедийные технологии.

Узбекистан  одним  из  первых  на  пространстве  СНГ  стал  внедрять цифровое телевидение. В настоящее время в республике на основе существующей инфраструктуры телерадиовещания функционируют локальные экспериментальные (тестовые) зоны наземного эфирного цифрового телевещания Ташкенте, Бухаре и некоторых крупных городах страны; создается новая инфраструктура, обеспечивающая  поэтапную замену устаревающих аналоговых сетей наземного вещания на цифровые. Завершение перехода  с  аналогового  вещания  на  цифровое  планируется  в основном завершить к концу 2015 года.

Внедрение цифрового телерадиовещания в Узбекистане позволит, прежде всего, расширить спектр и объемы, а также улучшить качество предоставляемых населению услуг телерадиовещания, особенно в удаленной, труднодоступной и сельской местности.

Ввиду особой роли и места телевидения в системе современных электронных СМИ как одного  из самых  распространенных и доступных для населения, переход к цифровому формату вещания имеет не только технологическое и экономическое измерения, но и важные социальные аспекты. В этой связи особую актуальность приобретает наличие соответствующей нормативно-правовой базы.

Целесообразность системного, целостного подхода к законодательному регулированию телерадиовещательной сферы была особо подчеркнута в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в  стране. Которым было предусмотрена разработка и принятие Закона «О телерадиовещании». Новый закон должен быть направлен на развитие  этой  важнейшей  отрасли сферы информационных  коммуникаций, играющей  все  более  значимую роль  в процессах демократизации. Он,  в частности,  должен  определить механизмы правового регулирования и принципы деятельности национальной вещательной системы; обеспечивать прозрачность и демократичность проведения конкурсов на получение вещательных радиочастот; способствовать созданию условий для дальнейшего развития конкуренции в сфере создания и распространения телерадиопрограмм, для  недопущения монополизации секторов  электронного медиа рынка, внедрения  новых перспективных технологий  вещания и создания новых перспективных секторов телеиндустрии, а также содействовать  решению целого ряда других проблем.

С учетом специфики деятельности в сфере телерадиовещания в законопроекте получили подтверждение и развитие базовые принципы регулирования правоотношений  в  сфере  массовой  информации: контроль и участие государства в формировании и функционировании  национальной системы телерадиовещания; свобода информации; запрет цензуры и установление гарантий независимости вещания и редакционной самостоятельности электронных СМИ, включая специальные правила спонсорства, производства и распространения рекламы; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации; обеспечение разнообразия и конкуренции электронных СМИ и др.

Кроме этого, законопроект системно и комплексно регламентирует отношения, возникающие при распространении телерадиопрограмм в частности, определить механизмы правового регулирования и принципы деятельности национальной вещательной системы, такие как самостоятельность, независимость источников финансирования, обеспечить прозрачность и демократичность проведения конкурсов на получение вещательных радиочастот, создать условия равной конкуренции и недопущения монополизации секторов электронного медиа-рынка, а также обеспечивать решение ряда других проблем, включая вопросы защиты интересов и безопасности личности, общества и государства в информационной сфере.

В процессе разработки законопроекта было проведено детальное изучение и системный анализ законодательной и правоприменительной практики США, Южной Кореи, стран ЕвроСоюза, СНГ, а также международных правовых актов и рекомендаций ООН, ОБСЕ, Совета Европы, касающихся  телерадиовещания и СМИ  в целом, позиций и оценок ведущих зарубежных экспертов в области медиаправа.

С полным текстом концепции можно ознакомиться на официальном сайте Национальной телерадиокомпании Узбекистана (www.mtrk.uz) для организации общественного обсуждения. Принятие закона «О телерадиовещании» и запланированный переход на цифровое телерадиовещание могут и должны стать  важнейшим вехами в правовом регулировании и модернизации отечественной  системы  телерадиовещания, дальнейшем развитии отрасли, а также в повышении уровня доступности для населения и качества современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В целом реализация указанных мер будет способствовать укреплению места и роли электронных средств массовой информации в системе институтов гражданского общества, более полной реализации конституционных  прав граждан на свободу слова и свободу выбора.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Указ Президента Республики Узбекистан «О преобразовании государственного комитета Республики Узбекистан по телевидению и радиовещанию в государственную телерадиовещательную компанию Узбекистана»  от  7  января  1992 года. www.lex.uz.

2.Указ Президента Республики Узбекистан  «О  мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания» от 8 ноября 2005 года. www.lex.uz.

3.Указ  Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 г. № УП-3678 «О мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания». www.lex.uz.

4.Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности  национальной  телерадиокомпании  Узбекистана» №  245  от  27  декабря 2005 года. www.lex.uz.

5.Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе национальной телерадиокомпании Узбекистана» от 1 апреля 2009 года. www.lex.uz.

6.Выступление Президента  Республики  Узбекистан И. А. Каримова 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. «Народное слово», 13.11.2010.

7.Выступление председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана А. Хаджаева на заседании Кабинета Министров РУз от 7.10.2011. Архив ЎзМТРК.

Улашинг: