232

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В ОНЛАЙН СМИ УЗБЕКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Наргис Косимова,

доцент факультета международной журналистики

Узбекского государственного университета мировых языков

               В статье рассматриваются вопросы подачи экологической информации, функции онлайн экологических СМИ Узбекистана, творчество журналиста и проблемы доступа к информации в контексте развития экожурналистики республики.

Ключевые слова: экологический риск, экожурналистика,  функции журналиста, онлайн СМИ, экологическая тема, доступ к информации

В эпоху обострения глобальных экологических проблем экологическая информация все чаще и чаще тревожит читателя. Основу данной тревоги составляют экологические риски, которые в последние годы в Узбекистане лишь обостряются. К ним можно отнести изменение климата, дефицит поливной и питьевой воды, деградации почвы, вырубку деревьев в населенных пунктах, загрязнение воздушного бассейна, промышленные и бытовые отходы, нерациональное использование природных ресурсов, оползни и селе-паводковые явления, сохранение биоразнообразия, увеличение пустынных и полупустынных зон.

В настоящее время термин экологический риск плотно вошел в лексикон журналистов республики. Так как согласно определению Толкового словаря по охране природы: «Экологический риск – вероятность возникновения отрицательных изменений окружающей среды или последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду» [5,183]. Сегодня задача средств массовой информации освещая экологические риски формировать общественное мнение по их устранению и решению экологических проблем. Как отметила Л.Коханова, «Журналистика должна всесторонне освещать проблемы окружающей среды, раскрывая важность понимания взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами, обучать ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения устойчивого развития» [2, 232].   Кроме демонстрации обеспокоенности журналистов состоянием окружающей среды, необходимо показывать позитивные явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. Стоит отметить, что тема состояния природы всегда была в поле зрения онлайн СМИ. Сегодня функции экологических онлайн СМИ можно определить следующим образом:

  • информационная функция: предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;
  • просветительская функция: знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • организационная функция: «стимулирование» населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям.
  • контролирующая функция: информируя о деятельности властей, предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды [5].

Чтобы держать читателей в курсе последних экологических новостей и событий в Узбекистане, «Chinor ENK» запустил в  2005 году веб-портал (www.ekonews.uz). На данном сайте представляется информация и новости на различные темы, в том числе о возобновляемых источниках энергии (www.energy.ekonews.uz), переработке отходов (www.waste.uz) и экологическом образовании (www.ekomaktab.uz).  Но в Узбекистане из существующих 1565 средств массовой информации кологические информационные онлайн ресурсы составляют лишь малую часть. ekolog.uz, ekobarqaror.uz, sreda.uz, eko.uz, uznature.uz, ecosan.uz, obod.uz вот небольшой перечень экологических онлайн СМИ Узбекистана. Для 33,5 миллионного населения Узбекистана это очень мало. Данная проблема возникла и потому, что экологическая журналистика – специализация достаточно узкая. Ни один вуз республики не готовит экожурналистов. Журналисты пишущие на экологическую тематику обучаются на тренингах, семинарах и медиа-туры, проводимые для них.  Ведь журналист в сфере экологии должен обладать пониманием научной и практической специфики экологических явлений, знаниями исторического контекста экологических событий, а также должен быть в курсе нормативных решений в области экологической политики и деятельности экологических организаций, иметь общее представление о текущих экологических проблемах, а также уметь донести всю эту информацию до аудитории таким образом, чтобы её можно было понять, несмотря на всю её сложность.

На перечисление всех экологических тем ушло бы немало времени, поэтому представляется более рациональным выделить основные направления, включающие в себя эти темы:

  • политико-правовое и социальное направление — подразумевает анализ сложившихся проблем в сфере экологии, выявляет их международное и политическое значение, изучает структуру и пути решения посредством экологического законодательства;
  • познавательное направление – предоставляет читателю научную информацию о функционировании природных систем и законов;
  • эколого-экономическое направление – рассматривает экономическую и экологическую практики в их взаимосвязи;
  • нравственно-эстетическое направление — описывает отношения человека с природой с нравственной точки зрения;
  • направление экологической безопасности – предлагает научные и практические способы поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • направление защиты экологических прав человека — анализирует случаи нарушения прав человека на безопасную окружающую среду, на достоверную экологическую информацию, а также факты преследования людей за их активную экологическую позицию.

Экожурналистика отличается от других видов журналистики способом подачи информации. Тонкость заключается в том, что материал не должен преподноситься в чрезмерно эмоциональной форме, поскольку это может попросту испугать читателя. С другой стороны, исключительно информационный подход здесь тоже не подходит, так как в таком случае не удастся «достучаться» до читателя. Журналисту-экологу необходимо найти эту тонкую грань, когда журналистский материал вызывает достаточный эмоциональный отклик, но в то же время не запугивает читателя. Как и в любом другом журналистском материале, следует проверять экологическую информацию, использовать достоверные источники, соблюдать текущее законодательство в сфере информации. Также важно понимать, что недостаточность информации по тому или иному актуальному вопросу в сфере экологии приводит к росту недоверия у аудитории. Поэтому предоставление полной и аргументированной информации является важным условием для её распространения [3,164].

Очень часто в СМИ появляются материалы экологов. Но и в данном случае возникает проблема. Сможет ли эколог написать статью, которая будет интересна и доступна широкому кругу читателей. Язык материалов, написанных экологами слишком сложен и может быть непонятен для простого читателя. А то, что непонятно, никогда не будет интересным. Журналист же может простым изложением донести до читателя суть сложной проблемы.  Он может адаптировать любой текст для своей аудитории. Но журналист, говоря языком профессионалов, если не в теме, зачастую может неверно интерпретировать слова ученых-экологов. Основная задача журналистики заключается в том, чтобы донести проблемную информацию различного характера до большего числа людей, а это возможно сделать только через общедоступные СМИ.

В то же время специфика национальных СМИ не позволяет заниматься журналисту исключительно одной тематикой. Это происходит в силу ограниченности человеческих и финансовых ресурсов в большинстве изданий. Поскольку вникать в тему, поднимать проблемы и искать пути их решения занимает много времени, которого у журналиста зачастую просто не хватает.

Однако проблемы экологии остаются проблемами, о которых журналист не должен молчать. Но как сделать так, чтобы материалов на экологическую тематику стало больше, они стали бы качественнее, достовернее и доступнее для конечного читателя. Решение этой проблемы, возможно, и прозвучит банально – активное взаимодействие обеих сторон: и журналистов, и экологов. Это решение предполагает несколько аспектов: доступ к информации, возможность встречи с экспертами в области экологии, посещение проблемных экологических участков, территорий и объектов [1].

Что касается доступа к информации, то эта проблема журналистики в целом. И поднимается она на каждой второй конференции, семинаре, круглом столе. Первое и, пожалуй, самое существенное препятствие в этом вопросе – неслаженная работа пресс-служб министерств, ведомств и организаций. В то время как все эти организации должны быть заинтересованы в распространении информации в массы, в большинстве  из них работа в этом направлении ведется довольно слабо. В некоторых ведомствах и не предполагается существование отдела по работе со СМИ. Но ведь журналист – это инструмент распространения информации для населения. Это некий мост между широкой общественностью и государственными структурами, а также некоммерческими организациями. Экологические организации занимают не последнее место в этом списке.  Инициатива должна исходить, в первую очередь, от организации: подавать интересную информацию журналистам, проводить медиатуры и организовывать встречи с компетентными людьми. А задача журналистов заключается в изучении той или иной тематики и адаптации ее для аудитории. Именно таким образом должны строиться взаимоотношения между СМИ и различными министерствами, ведомствами и некоммерческими организациями. Это не означает, что журналист должен сидеть и ожидать, когда на него свалится нужная информация. Затратив уйму времени, он попытается найти то, что ему нужно, но мы как раз и говорим о том взаимодействии, которое позволит более эффективно и достоверно готовить необходимую информацию для публикации.

В заключение хотелось бы сказать, что онлайн СМИ Узбекистана отводят проблемам экологии недостаточно внимания, потенциал влияния экоматериалов на общественное мнение еще во многом не реализован. В подаче экологической информации не всегда хватает системности и стилистической образности. Учитывая особенности экологического материала, целесообразна экологическая специализация при подготовке журналистов, так как сегодня базовые экологические знания важны для любого журналиста. Экологические проблемы невозможно решить ни с помощью только правительства, ни с помощью только общественности, и один бизнес тоже ничего не сделает. Для улучшения состояния окружающей среды нужно взаимодействие всего общества, общественный диалог. И средства массовой информации являются основным инструментом этого диалога. Следовательно, одна из целей экологической журналистики – путем взвешенных, научно грамотных и корректных материалов способствовать общественной интеграции, а значит, и решению экологических проблем. При этом на журналисте лежит огромная ответственность за то, что и как он преподносит своей аудитории, за качество информации.

 Литература

1.   Джангиров М. Развитие экологической журналистики в Узбекистане способствует распространению знаний. http://www.cac-program.org
2.  Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама: учеб.пособие для студентов вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.121
3.  Косимова Н. Средства массовой информации Узбекистана как партнёры в сфере образования в интересах устойчивого развития. Учебное пособие. –Т., ЮНЕСКО. 2017, 178 c.
4.  Насыров М. Экологические ресурсы в УзНете. Узкая тематика, не помеха популярности? http://infocom.uz/2008/05/14/ekologicheskie-resursyi-v-uznete-uzkaya-tematika-ne-pomeha-populyarnosti
5.  Снакин В.В.Пузаченко Ю.Г и др. Толковый словарь по охране природы. –М., «Экология Москвы», 1995, 192 с.

Улашинг: