823

ВЛИЯНИЕ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОВЫШЕНИИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА

Наргис Косимова,

доцент факультета международной  журналистики Узбекского государственного университета мировых языков

Ключевые слова: Узбекистан, медиаграмотность, население, печатные СМИ,  аудитория

С появлением в нашей жизни передовых информационных технологий возросла и популярность медиасредств, которые открывают безграничные возможности перед их пользователями, в частности в получении информации. Однако, с развитием средств массовой информации и технологическим прогрессом возросли и случаи распространения среди широких масс информации дезинформирующего характера. Увы, контролировать этот процесс крайне трудно. Исходя из такого положения дел единственно верным выходом является обучение широких слоев населения основам медиаграмотности, а введение такой дисциплины, как медиаобразование в процесс обучения в учебных заведениях поможет избавить население от риска стать жертвой негативного воздействия со стороны медиа.

Современное медиапространство представляет собой огромную безграничную площадку для выражения мнений. Сюда относятся в том числе и средства массовой информации. Являясь главным производителем и распространителем информации СМИ должны осознавать значимость таких понятий, как объективность, непредвзятость, беспристрастность. Будучи «четвертой властью», СМИ призваны в первую очередь отстаивать интересы народа, простых граждан, как неоднократно заявлял глава государства в ходе своих выступлений. Именно исходя из высоких потребностей современного человека в информации возрастает и роль медиаграмотности. На примере зарубежных стран можно наблюдать то, насколько эффективно сказывается наличие в учебных программах такого предмета, как «Медиаобразование».

В настоящее время в Республике Узбекистан существуют некоторые проблемы при обучении медиаграмотности населения посредством СМИ. Это:

  1. Процесс глобализации активно наблюдается в каждой сфере жизнедеятельности человека, в том числе в медиапространстве. В связи с обретением средствами массовой информации возможности распространять сообщения с огромной скоростью. Однако, это влечет за собой и некоторые минусы, в частности возможность попадания аудитории под негативное влияние распространителя информации, в нашем случае — СМИ. Таким образом вопрос владения основами медиаграмотности стало требованием времени для каждого современного жителя планеты. Именно то, как их сформировать их у аудитории, рассматривается в нашей работе.
  2. Становление средств массовой информации, в частности электронных практически главным распространителем информации в ХХI веке повлекло за собой частые случаи публикации фейковых сообщений, которые в дальнейшем распространяются среди миллионов пользователей и превращаются в масштабную проблему. Умение правильно реагировать на подобные выпады со стороны СМИ лежит в основе такой дисциплины, как медиаобразование. Владение элементарными представлениями о ней, определенно, поможет человеку оставаться в стороне от агрессивных действий недобросовестных средств массовой информации.
  3. В век информационных технологий и Интернета печатные СМИ во многом стали выглядеть слабее своих конкурентов, в особенности электронных медиа-ресурсов. Однако, печатная пресса все еще дает о себе знать посредством сильной аналитики и предлагаемых решений существующим в обществе проблемам. Сегодня газеты и журналы постепено переходят в онлайн-пространство. Именно такой ход со стороны печатных СМИ в нынешнее время становится одним из наиболее эффективных способов привлечения широкой аудитории.
  4. Одна из главных задач, стоящих перед отечественными СМИ сегодня — объективное, оперативное, всестороннее освещение происходящих в республике реформ. Именно ответственный подход журналистов к освещению государственной политики создает качественное медиапространство, делает общество грамотным в правовом отношении. Проблема нынешних средств массовой коммуникации состоит в отсутствии понимания их роли в процессе реформирования государства, а также уровня осведомленности населения.

Исходя из вышеперечисленных проблем, для поднятия уровни медиаграмотности населения с помощью печатных СМИУзбекистана  можно рекомендоватьследующее:

  1. В первую очередь необходимо подходить к выбору источника информации с тщательностью. Важным является понимание такого понятия, как «фейк».
  2. Печатные СМИ, как правило, предлагают своей аудитории развернутую аналитику, конкретные факты, комментарии ответственных лиц. Таким образом выбор в пользу печатного СМИ представляет возможность читателю узнать информацию в более развернутом виде.
  3. Важно внедрение такой дисциплины, как медиаобразование в учебный процесс начиная с начальных классов. Формирование в ребенке представления о медиапространстве и возможных последствиях его неправильного использования может обезопасить личность в будущем от негативного воздействия извне, в частности из Интернета и социальных сетей.
  4. Поднятие собственного уровня правовой грамотности и осведомленности в государственной политике — ответственность каждого современного гражданина. Исходя из этого следует, что человек в свою очередь должен быть сам заинтересован в происходящих вокруг него событиях.
  5. Важным является умение пропускать информацию через своеобразный внутрений «фильтр», наличие которого позволит человеку обезопасить себя от возможных негативных выпадов извне. Обработав поступившую информацию должным образом, человек непременно обретает о ней особое представление.

Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления получаемых посредством СМИ сообщений. Медиаграмотность же рассматривается как цель и результат этой дисциплины и является сложным и разноплановым понятием, объединяющим широкий спектр различных образовательных подходов, теорий, методов, целей, результатов.

С уверенностью можно сказать, что медийная грамотность в наши дни превратилась в предмет первой необходимости. С одной стороны, возникает потребность в изучении этой дисциплины как в школе, так и в высшем учебном заведении. При этом информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения.

Обучение медиа-информационной грамотности состоит из множества компонентов. Сюда входит умение работать с различной информацией, создавать и интерпретировать медиатекст, владеть навыками работы с современными гаджетами и девайсами, осознанно выбирать тот или иной контент, критически его осмысливать, интерпретировать и использовать. Также медиакомпетентность в современном мире может стать важным инструментом в превенции негативных последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий, а также предотвращения действий террористических группировок.

Глобальный характер процесса информатизации, наблюдающегося сегодня во всем мире, а также динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа выдвинули на первый план необходимость специальной информационной подготовки людей.

 

Улашинг: