695

О карабахских целителях прошлого

Земля Карабаха славится своей красотой и богатыми природными ресурсами, в числе которых изобилующие лекарственными растениями густые леса, горные луга и фруктовые сады.

Исследуя старинные азербайджанские рукописи XII-XVIII вв., удалось установить видовую принадлежность более 700 лекарственных растений, применявшихся жителями Карабаха в средние века.

Между прочим, как раз благодаря такой богатой растительности, в том числе садовых и лекарственных растений, этот регион и получил свое название Карабах, то есть «большой сад»: «кара» по-азербайджански означает «черный» или «большой», а «баг» сад.

Среди них легендарный цветок «хары бюльбюль», символ города Шуши – исторического центра Карабаха. Знаменитые алые карабахские тюльпаны, покрывавшие горное плато Джыдыр-Дюзю близ этого города, не только придавали неописуемую красоту этому живописному уголку природы, но и использовались в народной медицине в качестве природного афродизиака и средства, улучшающего аппетит и пищеварение.

В античности и раннем средневековье Карабах входил в состав албанского государства, о котором писали еще древнегреческие авторы.

Например, сообщается, что еще в I в н.э., Кавказская Албания экспортировала в Рим лекарственные растения в специальных склянках и коробочках. О существовании в Кавказской Албании достаточно развитой медицины свидетельствует и местный историк Моисей Каланкатуйский, который в своем известном сочинении «История страны Албан» пишет: «Совершенства достигает тот, кто предается наукам, таким, как математика, агрономия и медицина».

Еще в первые века нашей эры в Кавказской Албании стало распространяться христианство, благодаря которому в этот край проникли сирийская и греческая медицина. Тогда в Карабахе существовали албанские церковные школы, где ученики могли познакомиться с трудами таких великих античных врачей, как Гиппократ и Гален.

Большую роль в развитие медицины в Карабахе в IV –V вв. сыграли врачи-несториане, бежавшие в Кавказкую Албанию из Сирии, Греции и Ирана от преследований в Византийской империи, и практиковавшие древнегреческую школу медицины. В Иране несториане создали знаменитую Джундишапурскую медицинскую академии, представители которой не раз посещали Карабах, оказывая медицинские услуги местной знати.

Наряду с профессиональной медициной в Карабахе было широко распространено и тюркское народное целительство. Средневековая тюркская медицина широко использовала лекарственные травы, магию и хирургию. Народные хирурги назывались «сыныгчы», что означает специалиста по лечению переломов, а ранние отоларингологи – «чёпчю» («чёп» палочка, соринка).

Широко было распространено лечение кумысом и кислым молоком, травами. Полынь использовали для улучшения аппетита, зверобой – против инфекций внутренних органов, фиалку и розу – против головной боли.

Во время раскопок на территории столицы Кавказской Албании города Кабалы были найдены остатки фармацевтической лаборатории VIII-IX веков. Ученые обнаружили здесь множество глиняных и стеклянных сосудов для хранения лекарств и парфюмерии. Был найден также дистилляционный аппарат для перегонки лечебных растительных масел.

Сосуды для хранения лекарств были обнаружены и во время раскопок в городе Бейлаган. Наибольшего расцвета медицина в Азербайджане достигла после распространения ислама.

В XII веке Карабах входил в состав азербайджанского государства Атабеков Ильдегизидов со столицей в Тебризе. В таких городах Карабаха, как Барда и Бейлаган, существовали медицинские школы, аптеки, больницы, практиковали известные медики. Карабахские врачи отправлялись учиться медицине в такие крупные города Азербайджана, как Тебриз, Гянджа и Шемаха. В Шемахе они брали уроки у Кафияддина Омара (XII в), основателя медицинской академии «Мальхам» и дяди знаменитого поэта Хагани Ширвани.

Крупнейшим азербайджанским врачом XVI века был Юсиф Карабаги, прозванный современниками “великим учителем”. Он родился в Карабахе, но большую часть своей врачебной и научной деятельности провел в Центральной Азии, где преподавал в медресе в Самарканде.

Как же случилось, что судьба забросила Юсифа Карабаги так далеко от родины? Дело в том, что XVI век был временем тяжелых испытаний для азербайджанского народа, его науки и культуры, его государственности. В этот период весь Азербайджан, в том числе и Карабах, превратился в арену кровопролитных войн между азербайджанскими Сефевидами и османскими султанами.

В итоге страдали экономика и культура края, а ученые старались покинуть страну. Именно в этот период многие азербайджанские поэты, мыслители и врачи, спасаясь от войны и политических неурядиц, бежали в Центральную Азию и Индию. Среди них оказался и Юсиф Карабаги.

В Самарканде он написал множество медицинских трактатов, а также «Пояснения и толкования к «Канону врачебной науки» Ибн Сины». Для устранения депрессии, лечения и улучшения памяти Юсиф Карабаги рекомендовал регулярно есть имбирь, смешанный с медом, который считался и отличным средством улучшения пищеварения. Для борьбы с инфекционными заболеваниями кожи (парши и чесотки) использовали серный порошок, смешанный со свежим луковым соком.

Известный азербайджанский врач и ученый Мамедгулу Гаибов Карабаги (1818-1879), выходец из Шуши столицы Карабахского ханства, был личным врачом выдающейся азербайджанской поэтессы Хуршуд Бану Натаван, происходившей из карабахского ханского рода. Карабаги обладал крупной коллекцией более чем 150 средневековых восточных рукописей по медицине. Ему принадлежит много рекомендаций по медицине и косметологии.

Например, для того чтобы уберечь кожу от загара, он рекомендовал смазывать ее обычным яичным белком. Для улучшения пищеварения и повышения секреции желудочного сока и желчи Мамедгулу Карабаги советовал принимать перед едой ложку «исканджабина» – кипяченой смеси уксуса и меда.

К началу XIX в. столица Карабахского ханства г. Шуша превращается в важнейший культурный центр Азербайджана. Этот город подарил стране множество выдающихся музыкантов, поэтов и врачей. Знаменитый врач из Шуши Ахунд Мирза Садиг Лятиф оглу Лятифов (умер в 1901 г.) учился медицине у прославленного целителя Абульгасана Хекимбашы в Тебризе.

Вернувшись в Шушу, Мирза Садиг стал известным на весь Азербайджан врачом, пациенты стекались к нему отовсюду. Мирза Лятиф лечил депрессию при помощи отвара травы зверобоя, собранного на горных лугах Карабаха.

В античности и средние века в Карабахе существовали традиционные аптеки. Они назывались «аттар дюканы» (фармацевтические лавки), и в них продавали не только лекарства, но и средства личной гигиены, а также благовония и косметику.

Ассортимент таких аптек насчитывал сотни лекарств из растений, животных и минералов, а также благовоний, которые использовали не только как парфюмерию, но и в лечебных целях.

Среди них такие средства, как ромашка, мята, тимьян, зверобой, лечебный мед, а также экзотические средства вроде рога носорога, желчи тигра, амбры, мускуса, безоарового камня и мумиё.

Такие аптеки существовали в Карабахе и по всему Азербайджану вплоть до 1920-х годов. Например, в конце XIX в. такой аптекой в Агдаме владел доктор Мир-Баба – отец знаменитого азербайджанского писателя Юсифа Везира Чеменземинли.

 

 

 

 

Улашинг: