Наргис КОСИМОВА
к.ф.н., заведующий кафедрой аудиовизуальной
журналистики Узбекский государственный
университет мировых языков
Статья посвящена развитию телерадиовещания в Узбекистане на примере Национальной телерадиокомпании Узбекистана, особой роли и места телевидения в системе современных электронных СМИ как одного из самых распространенных и доступных для населения, переходу его к цифровому формату. В ней также проанализирована правовая основа сферы и новый законопроект «О телерадиовещании».
ХХI век часто называют «веком информационной коммуникации». Понятие «информационное общество» из научной теории перекочевало в политическую практику: построение информационного общества провозглашается глобальной задачей нового тысячелетия; на международном и национальных уровнях разрабатываются принципы, стратегии и приоритеты его развития.
В Узбекистане вопросы развития СМИ, в том числе как одного и инструментов обеспечения конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, всегда находятся в центре внимания. Так, выступая 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов(6) подчеркнул, что: «Без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны. Обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включающей в себя такие составляющие, как свобода и реализация прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем основ построения демократического общества в Узбекистане».
До 1991 года Узбекское телевидение фактически было филиалом Останкино. В эфир выходили два местных телеканала с общим среднесуточным объемом вещания всего 13 часов. Оснащение техникой не отвечало требованиям времени – Узбекское телевидение не имело репортажных камер, не было ни одного ТЖК, репортажи и сюжеты снимались кинокамерами на 16-миллиметровые ленты, а звук записывался на отдельную ленту. Все телепередачи записывались только в студиях телевидения или с помощью КТС. Имелось всего 10 аппаратных монтажа.
7 января 1992 года выходит Указ Президента Республики Узбекистан «Опреобразовании государственного комитета Республики Узбекистан по телевидению и радиовещанию в государственную телерадиовещательную компанию Узбекистана»(1).
Поэтапно телерадиокомпания Узбекистана оснащалась современной техникой и технологиями, позволяющими готовить и выдавать в эфир качественную и высокохудожественную телерадиопродукцию. К 2005 году количество репортажных камер достигло 58 единиц, число аппаратных видеомонтажа увеличилось до 46, а студий до 8. В аппаратные видеомонтажа были установлены современные истемы нелинейного монтажа. Студии телевидения были оснащены современными осветительными приборами, управляемыми компьютером(7).
В результате к 2005 году была создана мощная техническая база для дальнейшего развития системы телерадиовещания.
8 ноября 2005 года выходит Указ Президента Республики Узбекистан «Омерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания»(2).
Данным указом Президента Республики Узбекистан «в целях дальнейшего реформирования и развития независимых каналов телерадиовещания, повышения роли отечественных электронных средств массовой информации в углублении общественно-политических и социально-экономических реформ, удовлетворении информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации Телерадиокомпания Узбекистана была преобразована в Национальную телерадиокомпанию Узбекистана (НТРК Узбекистана) с включением в ее состав:
–Государственного унитарного предприятия «Телерадиоканал “O’zbekiston”», образуемого на базе телеканала «Ўзбекистон» и радиоканала «Ўзбекистон»;
–Государственного унитарного предприятия «Телерадиоканал “Sроrt”», образуемого на базе телеканала «Спорт» и радиоканала «Машъал»;
–Государственного унитарного предприятия «Телерадиоканал “Toshkent”», образуемого на базе телеканала «Тошкент» и радиоканала «Дўстлик»;
–Государственного унитарного предприятия «Respublika teleradiomarkazi», образуемого на базе предприятий «Республиканский телецентр», «Республиканский дом радио и звукозаписи», «Нукусский телерадиоцентр»;
–Государственного унитарного предприятия «O‘zbektelefilm», образуемого на базе студии «Ўзбектелефильм»;
–телерадиокомпаний Республики Каракалпакстан, областей республики, а также иных творческих, производственно-технических подразделений».
На базе телеканала «Ёшлар» и радиоканала «Ёшлар» Телерадиокомпании Узбекистана было образовано Закрытое акционерное общество «Телерадиоканал “Yoshlar”». Указом было определено, что сокращение бюджетного финансирования и переход на полное самообеспечение ЗАО «Телерадиоканал “Yoshlar”» будет осуществляться поэтапно до 2010 года (ежегодно — на 20%). И с начала 2011 года ЗАО «Телерадиоканал “Yoshlar”» перешел на полное самофинансирование(7).
Вышеназванным указом были определены основные задачи независимых телерадиоканалов и Государственного унитарного предприятия «Respublika teleradiomarkazi» Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Основными приоритетами в данном направлении были названы:
–широкое информирование населения, а также зарубежной общественности о демократических преобразованиях, происходящих в политической, экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана, направленных на формирование правового демократического государства, открытого гражданского общества, развитие независимых средств массовой информации, защиту прав и свобод человека;
–обеспечение высокого качественного, профессионального, художественного уровня теле и радиопрограмм, направленных на повышение образовательного и культурного уровня населения, сохранение национальных традиций, исторического и духовного наследия, формирование демократических ценностей в сознании граждан, воспитание молодежи и подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям;
–определение приоритетных направлений деятельности телерадиоканалов, структурных подразделений НТРК Узбекистана, обеспечение их экономической самостоятельности, конкурентоспособности на рынке информационных услуг, внедрение в процесс организации телерадиовещания рыночных механизмов, привлечение в эту сферу инвестиций отечественных и зарубежных предприятий, организаций и финансовых институтов;
–выработка и реализация мер по дальнейшему развитию технической базы, внедрение информационных, компьютерных, медиатехнологий в производство телерадиопрограмм в соответствии с современными требованиями и стандартами;
–создание необходимых организационных условий для эффективной переподготовки, повышение квалификации творческого и технического персонала подразделений НТРК Узбекистана в целях совершенствования их профессионального мастерства, повышения творческой активности;
–осуществление эффективного международного информационного сотрудничества с государственными, негосударственными зарубежными телерадиокомпаниями, информационными агентствами, а также международными организациями в области телерадиовещания.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 г. № УП-3678 «О мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания»(3) в целях эффективной реализации мер, направленных на реорганизацию Национальной Телерадиокомпании Узбекистана и создание телерадиовещания, отвечающего современным требованиям, было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности национальной телерадиокомпании Узбекистана» №245 от 27 декабря 2005 года (4) и утверждена Программа организационных мероприятий по реформированию Национальной елерадиокомпании Узбекистана.
В целях обеспечения эффективного использования организациями Национальной телерадиокомпании Узбекистана высокотехнологичного оборудования и специальной телерадиотехники, создания с их применением на основе современных медиатехнологий широкого спектра качественной телерадиопродукции, а также коренного улучшения системы подготовки и переподготовки телевизионных инженерно-технических кадров было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе национальной телерадиокомпании Узбекистана» от 1 апреля 2009 года (5).
Данным Постановлением был определен ряд мер по рациональному и эффективному использованию современного высокотехнологичного теле- и радиооборудования, а также формированию высококвалифицированного кадрового состава телевизионных инженерно-технических работников, способных работать на данном оборудовании. В том числе, начиная с 2009-2010 учебного года, были созданы: факультет «Телевизионные технологии» в Ташкентском университете информационных технологий с подготовкой следующих специалистов: телеоператор, инженер по спецосвещению, инженер-видеомонтажер, инженер по компьютерной графике и инженер по звукозаписи;
Республиканский профессиональный колледж телевидения и радио, подготавливающий кадры среднего звена для системы телерадиовещания по специальностям: ассистент телеоператора, ассистент инженера по звукозаписи, техник по спецосвещению, ассистент видеомонтажера, техник по ремонту и обслуживанию телерадиоборудования.
На сегодняшний день на дневном отделении факультета «Телевизионные технологии» в Ташкентском университете информационных технологий обучаются около 400 студентов. А в специальное заочное отделение ежегодно принимаются 50 студентов, из которых основную часть составляют сотрудники Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Так, в этом учебном году на специальное заочное отделение факультета поступили на учебу 33 сотрудника Национальной телерадиокомпании Узбекистана.
Если в 1991 году функционировали два республиканских телеканала с общим объемом вещания в сутки 13,5 часов, то к 1997 году число республиканских телеканалов в системе Национальной телерадиокомпании достигло четырех, а с 2010 года общий объем их эфирного времени в сутки составляет 96 часов. То есть на сегодняшний день телеканалы «Ўзбекистон», «Спорт», «Ёшлар» и «Тошкент» вещают по 24 часа в сутки. А среднесуточный объем вещания четырех республиканских радиоканалов составляет по 22 часов каждый (7).
Передачи теле- и радиоканала «Ўзбекистон» выдаются в эфир и по каналу искусственного спутника земли. А передачи телеканалов «Ўзбекистон» и «Ёшлар» можно посмотреть, передачи четырех республиканских радиоканалов послушать по сети Интернет в он-лайн режиме.
На сегодняшний день количество репортажных камер в телерадиокомпании достигло 78, аппаратных монтажа 56 единиц. Для обеспечения оперативности подготовки информационных передач редакциям данных передач выделены отдельные ТЖК, аппаратные монтажа, студии.
Значительное место в эфире независимых телеканалов занимают телесериалы. 80–85 процентов выдаваемого в эфир сериалов составляют зарубежные телевизионные сериалы. Последние годы все больше возрастает потребность телезрителей в национальных сериалах, показывающих все стороны жизни, культуру, историю, традиции, быт нашего народа, а также в шоу передачах. Но для этого у нас не имелась соответствующая техника-технологическая база, студии и павильоны. Для решения данного вопроса Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе национальной телерадиокомпании Узбекистана» от 1 апреля 2009 года (6) было определено строительство в центральной части города Ташкента современного медиацентра Национальной телерадиокомпании Узбекистана, позволяющего обеспечить производство на самой современной технической основе отечественных телевизионных фильмов и сериалов, а также проведение и запись концертных и других программ для телевидения. Строительство и оснащение медиацентра самым современным мультимедийным техническим оборудованием завершено. В медиацентре имеются четыре павильона, два из которых имеют площадь по1000 м2 каждый, остальные два по 600 м2 каждый.
Медиацентр Национальной телерадиокомпании Узбекистана имеет возможность подготовки высококачественной теле-, и видеопродукции в кратчайшие сроки не только по заказу независимых телерадиоканалов, и государственного унитарного предприятия «Узбектелефильм» в системе НТРК Узбекистана, но и негосударственных телерадиостудий и других организаций и предприятий, независимо от формы собственности.
За последние десять лет число электронных средств массовой информации в нашей стране возросло в 7 раз. Почти 53 процента действующих телеканалов, 86 процентов радиоканалов негосударственные средства массовой информации. Электронные СМИ страны вещают на семи языках проживающих в Узбекистане наций и народностей.
Сегодня обеспечен стопроцентный охват населения республики, как минимум, одним государственным телерадиоканалом; во всех регионах республики, наряду с государственными, распространяется от одного до трех негосударственных телеканалов. В процесс производства эфирной продукции внедряются современные цифровые и мультимедийные технологии.
Узбекистан одним из первых на пространстве СНГ стал внедрять цифровое телевидение. В настоящее время в республике на основе существующей инфраструктуры телерадиовещания функционируют локальные экспериментальные (тестовые) зоны наземного эфирного цифрового телевещания Ташкенте, Бухаре и некоторых крупных городах страны; создается новая инфраструктура, обеспечивающая поэтапную замену устаревающих аналоговых сетей наземного вещания на цифровые. Завершение перехода с аналогового вещания на цифровое планируется в основном завершить к концу 2015 года.
Внедрение цифрового телерадиовещания в Узбекистане позволит, прежде всего, расширить спектр и объемы, а также улучшить качество предоставляемых населению услуг телерадиовещания, особенно в удаленной, труднодоступной и сельской местности.
Ввиду особой роли и места телевидения в системе современных электронных СМИ как одного из самых распространенных и доступных для населения, переход к цифровому формату вещания имеет не только технологическое и экономическое измерения, но и важные социальные аспекты. В этой связи особую актуальность приобретает наличие соответствующей нормативно-правовой базы.
Целесообразность системного, целостного подхода к законодательному регулированию телерадиовещательной сферы была особо подчеркнута в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Которым было предусмотрена разработка и принятие Закона «О телерадиовещании». Новый закон должен быть направлен на развитие этой важнейшей отрасли сферы информационных коммуникаций, играющей все более значимую роль в процессах демократизации. Он, в частности, должен определить механизмы правового регулирования и принципы деятельности национальной вещательной системы; обеспечивать прозрачность и демократичность проведения конкурсов на получение вещательных радиочастот; способствовать созданию условий для дальнейшего развития конкуренции в сфере создания и распространения телерадиопрограмм, для недопущения монополизации секторов электронного медиа рынка, внедрения новых перспективных технологий вещания и создания новых перспективных секторов телеиндустрии, а также содействовать решению целого ряда других проблем.
С учетом специфики деятельности в сфере телерадиовещания в законопроекте получили подтверждение и развитие базовые принципы регулирования правоотношений в сфере массовой информации: контроль и участие государства в формировании и функционировании национальной системы телерадиовещания; свобода информации; запрет цензуры и установление гарантий независимости вещания и редакционной самостоятельности электронных СМИ, включая специальные правила спонсорства, производства и распространения рекламы; недопустимость злоупотребления свободой массовой информации; обеспечение разнообразия и конкуренции электронных СМИ и др.
Кроме этого, законопроект системно и комплексно регламентирует отношения, возникающие при распространении телерадиопрограмм в частности, определить механизмы правового регулирования и принципы деятельности национальной вещательной системы, такие как самостоятельность, независимость источников финансирования, обеспечить прозрачность и демократичность проведения конкурсов на получение вещательных радиочастот, создать условия равной конкуренции и недопущения монополизации секторов электронного медиа-рынка, а также обеспечивать решение ряда других проблем, включая вопросы защиты интересов и безопасности личности, общества и государства в информационной сфере.
В процессе разработки законопроекта было проведено детальное изучение и системный анализ законодательной и правоприменительной практики США, Южной Кореи, стран ЕвроСоюза, СНГ, а также международных правовых актов и рекомендаций ООН, ОБСЕ, Совета Европы, касающихся телерадиовещания и СМИ в целом, позиций и оценок ведущих зарубежных экспертов в области медиаправа.
С полным текстом концепции можно ознакомиться на официальном сайте Национальной телерадиокомпании Узбекистана (www.mtrk.uz) для организации общественного обсуждения. Принятие закона «О телерадиовещании» и запланированный переход на цифровое телерадиовещание могут и должны стать важнейшим вехами в правовом регулировании и модернизации отечественной системы телерадиовещания, дальнейшем развитии отрасли, а также в повышении уровня доступности для населения и качества современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В целом реализация указанных мер будет способствовать укреплению места и роли электронных средств массовой информации в системе институтов гражданского общества, более полной реализации конституционных прав граждан на свободу слова и свободу выбора.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Указ Президента Республики Узбекистан «О преобразовании государственного комитета Республики Узбекистан по телевидению и радиовещанию в государственную телерадиовещательную компанию Узбекистана» от 7 января 1992 года. www.lex.uz.
2.Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания» от 8 ноября 2005 года. www.lex.uz.
3.Указ Президента Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 г. № УП-3678 «О мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания». www.lex.uz.
4.Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности национальной телерадиокомпании Узбекистана» № 245 от 27 декабря 2005 года. www.lex.uz.
5.Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе национальной телерадиокомпании Узбекистана» от 1 апреля 2009 года. www.lex.uz.
6.Выступление Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова 12 ноября 2010 года на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. «Народное слово», 13.11.2010.
7.Выступление председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана А. Хаджаева на заседании Кабинета Министров РУз от 7.10.2011. Архив ЎзМТРК.