Наргис Косимова,
доцент факультета международной журналистики Узбекского государственного университета мировых языков
Ключевые слова: Узбекистан, медиаграмотность, население, печатные СМИ, аудитория
С появлением в нашей жизни передовых информационных технологий возросла и популярность медиасредств, которые открывают безграничные возможности перед их пользователями, в частности в получении информации. Однако, с развитием средств массовой информации и технологическим прогрессом возросли и случаи распространения среди широких масс информации дезинформирующего характера. Увы, контролировать этот процесс крайне трудно. Исходя из такого положения дел единственно верным выходом является обучение широких слоев населения основам медиаграмотности, а введение такой дисциплины, как медиаобразование в процесс обучения в учебных заведениях поможет избавить население от риска стать жертвой негативного воздействия со стороны медиа.
Современное медиапространство представляет собой огромную безграничную площадку для выражения мнений. Сюда относятся в том числе и средства массовой информации. Являясь главным производителем и распространителем информации СМИ должны осознавать значимость таких понятий, как объективность, непредвзятость, беспристрастность. Будучи «четвертой властью», СМИ призваны в первую очередь отстаивать интересы народа, простых граждан, как неоднократно заявлял глава государства в ходе своих выступлений. Именно исходя из высоких потребностей современного человека в информации возрастает и роль медиаграмотности. На примере зарубежных стран можно наблюдать то, насколько эффективно сказывается наличие в учебных программах такого предмета, как «Медиаобразование».
В настоящее время в Республике Узбекистан существуют некоторые проблемы при обучении медиаграмотности населения посредством СМИ. Это:
- Процесс глобализации активно наблюдается в каждой сфере жизнедеятельности человека, в том числе в медиапространстве. В связи с обретением средствами массовой информации возможности распространять сообщения с огромной скоростью. Однако, это влечет за собой и некоторые минусы, в частности возможность попадания аудитории под негативное влияние распространителя информации, в нашем случае — СМИ. Таким образом вопрос владения основами медиаграмотности стало требованием времени для каждого современного жителя планеты. Именно то, как их сформировать их у аудитории, рассматривается в нашей работе.
- Становление средств массовой информации, в частности электронных практически главным распространителем информации в ХХI веке повлекло за собой частые случаи публикации фейковых сообщений, которые в дальнейшем распространяются среди миллионов пользователей и превращаются в масштабную проблему. Умение правильно реагировать на подобные выпады со стороны СМИ лежит в основе такой дисциплины, как медиаобразование. Владение элементарными представлениями о ней, определенно, поможет человеку оставаться в стороне от агрессивных действий недобросовестных средств массовой информации.
- В век информационных технологий и Интернета печатные СМИ во многом стали выглядеть слабее своих конкурентов, в особенности электронных медиа-ресурсов. Однако, печатная пресса все еще дает о себе знать посредством сильной аналитики и предлагаемых решений существующим в обществе проблемам. Сегодня газеты и журналы постепено переходят в онлайн-пространство. Именно такой ход со стороны печатных СМИ в нынешнее время становится одним из наиболее эффективных способов привлечения широкой аудитории.
- Одна из главных задач, стоящих перед отечественными СМИ сегодня — объективное, оперативное, всестороннее освещение происходящих в республике реформ. Именно ответственный подход журналистов к освещению государственной политики создает качественное медиапространство, делает общество грамотным в правовом отношении. Проблема нынешних средств массовой коммуникации состоит в отсутствии понимания их роли в процессе реформирования государства, а также уровня осведомленности населения.
Исходя из вышеперечисленных проблем, для поднятия уровни медиаграмотности населения с помощью печатных СМИУзбекистана можно рекомендоватьследующее:
- В первую очередь необходимо подходить к выбору источника информации с тщательностью. Важным является понимание такого понятия, как «фейк».
- Печатные СМИ, как правило, предлагают своей аудитории развернутую аналитику, конкретные факты, комментарии ответственных лиц. Таким образом выбор в пользу печатного СМИ представляет возможность читателю узнать информацию в более развернутом виде.
- Важно внедрение такой дисциплины, как медиаобразование в учебный процесс начиная с начальных классов. Формирование в ребенке представления о медиапространстве и возможных последствиях его неправильного использования может обезопасить личность в будущем от негативного воздействия извне, в частности из Интернета и социальных сетей.
- Поднятие собственного уровня правовой грамотности и осведомленности в государственной политике — ответственность каждого современного гражданина. Исходя из этого следует, что человек в свою очередь должен быть сам заинтересован в происходящих вокруг него событиях.
- Важным является умение пропускать информацию через своеобразный внутрений «фильтр», наличие которого позволит человеку обезопасить себя от возможных негативных выпадов извне. Обработав поступившую информацию должным образом, человек непременно обретает о ней особое представление.
Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления получаемых посредством СМИ сообщений. Медиаграмотность же рассматривается как цель и результат этой дисциплины и является сложным и разноплановым понятием, объединяющим широкий спектр различных образовательных подходов, теорий, методов, целей, результатов.
С уверенностью можно сказать, что медийная грамотность в наши дни превратилась в предмет первой необходимости. С одной стороны, возникает потребность в изучении этой дисциплины как в школе, так и в высшем учебном заведении. При этом информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения.
Обучение медиа-информационной грамотности состоит из множества компонентов. Сюда входит умение работать с различной информацией, создавать и интерпретировать медиатекст, владеть навыками работы с современными гаджетами и девайсами, осознанно выбирать тот или иной контент, критически его осмысливать, интерпретировать и использовать. Также медиакомпетентность в современном мире может стать важным инструментом в превенции негативных последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий, а также предотвращения действий террористических группировок.
Глобальный характер процесса информатизации, наблюдающегося сегодня во всем мире, а также динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа выдвинули на первый план необходимость специальной информационной подготовки людей.