784

Последствия изменение климата

Последствия изменение климата  с каждым годом все ярче проявляются в регионах Центральной Азии, в том числе и Узбекистана.  Наша страна в существенной степени подвержена угрозе изменения климата. Резкое изменение температурных режимов, уменьшение водных ресурсов, увеличение природных катаклизмов и снижение продуктивности сельского хозяйства являются серьезными рисками для устойчивого развития нашего региона. Прогнозируется, что дальнейшее изменение климата приведет к болеевысоким температурам, изменениям в режимах осадков и более суровым и продолжительнымзасухам с соответствующим снижением доступности воды. 19 апреля 2017 года в штаб-квартире Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке состоялась официальная церемония подписания Узбекистаном Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 года в ходе 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Подлинный экземпляр соглашения после его подписания был передан на хранение Депозитарию ООН, функции которого выполняет Генеральный секретарь организации. Парижское соглашение направлено на объединение усилий мирового сообщества в разработке и реализации комплексных мер, направленных на предупреждение дальнейшего изменения климата посредством сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу и удержания роста глобальной средней температуры.

И спустя полтора года Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил 27 сентября закон «О ратификации Парижского соглашения (Париж, 12 декабря 2015 года)». Закон должен послужить «дорожной картой» для государств-членов ООН, которая позволит сократить выбросы и укрепить устойчивость к изменению климата, которому подвержены страны независимо от границ. В настоящий момент договор ратифицировали 170 стран, обязавшись принять меры по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к изменениям климата.

По выводу ученых Парижского соглашения любое увеличение глобального потепления, по прогнозам, повлияет на здоровье человека. Предельное потепление до 1,5 ° C, приведет к снижение урожайности кукурузы, риса, пшеницы и, возможно, других зерновых культур, особенно в странах Африки к югу от Сахары, Юго-Восточной Азии, Ценральной Азии, Центральной и Южной Америки. Возможно ухудшение и качества данных зерновых культур. Кроме этого как негативное последствие глобального потепление выделяется дефицит питьевой и поливной воды. Ожидается, что в результате изменения климата дефицит воды будет усиливаться.  Согласно прогнозам, к 2030 году повышение глобальной температуры может составить от 1,5°С до 2°С. И с каждым градусом глобального потепления порядка 7 процентов населения планеты будет терять не менее 20 процентов возобновляемых водных ресурсов. Более частые и суровые засухи сказываются на сельскохозяйственном производстве, а из-за повышения температуры возрастает потребность в воде, необходимой для растениеводства. Помимо повышения эффективности водопользования и производительности труда в сельском хозяйстве мы должны принять меры для сбора и повторного использования ресурсов пресной воды и повысить безопасность использования сточных вод. Засухи этим не предотвратить, но благодаря этому можно предотвратить голод и социально-экономические потрясения, которые являются следствием засух. Также ожидается потеря значительной части экосистем, изменения в землепользовании. По подсчетам ученых  из-за последствий изменения климата при повышении температуры на Земле от 1,5 ° до 2°С исчезнет около 18% насекомых, 16% растений, 8%позвоночных.

Это связано с увеличением рисков возникновения  лесных пожаров, экстремальных погодных явлений, деградации земель и увеличения климатических изменений (Например, уже в тундре увеличился рост кустарниковых). Конечно же с этими выводами ученых нельзя не согласится, потому что уже  эти негативные последствия изменения климата проявляются и в нашей стране. Только в текущем году климатические изменения в регионах Узбекистана проявились  в виде уменьшение количества осадков, соляных бурь в Республике Каракалпакстан и в Хорезмской области, увеличении территории опустынивания. Поэтому, несмотря на огромный потенциал природных ресурсов в нашем регионе, проблема водных ресурсов, особенно для страны с орошаемым земледелием, была и остается одной из самых злободневных. В этой связи, возрастает роль и необходимость адаптации к уже наблюдаемому и ожидаемому в будущем изменению климата во всех климатозависимых секторах экономики и особенно в водном и сельскохозяйственном. Сильные дожди, а также прорывы высокогорных и моренных озер, часто происходящих в результате интенсивного снеготаяния, являются причинами формирования селей. Предгорные и горные районы Узбекистана являются селеопасными, и в более чем 80% случаев главной причиной селей являются интенсивные дожди. Наиболее селеопасный период наблюдается с марта по июль. Часто формирование селей имеет трансграничный характер, зарождение их происходит на территории сопредельных стран, а негативные последствия проявляются на территории Узбекистана. Дальнейшее потепление климата приведет к усилению климатических рисков, в частности ожидается увеличение повторяемости селей к середине XXI века на 15-20%. Таким образом риски от селевой активности на реках Узбекистана усилятся. Расширяются опасные зоны в поймах рек и низких речных террасах, возможны разрушения берегов, деформация русел, отложения селевой массы и возникновение заторных явлений. Своевременное определение и разработка системы мер по управлению климатическими рисками, таких как развитие систем раннего предупреждения, внедрение водосберегающих технологий и других позволят смягчить или предотвратить негативные последствия изменения климата, снизить, ущерб от климатозависимых стихийных бедствий. Варианты адаптации к изменению климата в Узбекистане связаны с оптимизацией использования и управления водными ресурсами и направлены на смягчение водного дефицита Внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами путем вовлечения всех заинтересованных сторон и ее увязка с управлением земельными ресурсами Широкое внедрение водосберегающих технологий в водопотребляющих отраслях промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовом секторе. Внедрение засухоустойчивых высокоурожайных сортов.

С целью укрепления сотрудничества в противодействии этой глобальной проблеме Организацией Объединенных Наций в 1992 году была принята Рамочная конвенция об изменении климата. Узбекистан присоединился к ней в 1993 году.За прошедшие годы проведена системная работа по выполнению обязательств, взятых в рамках этого документа. Созданы прочные правовые и институциональные основы деятельности в этой сфере. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О Программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 2013-2017 годы” от 27 мая 2013 года послужило важным руководством к действию в совершенствовании этой работы. Согласно данному постановлению осуществилось ряд проектов по сокращению эмиссии тепловых газов, негативно влияющих на окружающую среду. Огромную работу по оценке изменений выполнили участники проектов ПРООН-правительства Узбекистан «Узбекистан — изучение страны по изменению климата». Исполнительным агентством в обоих проектах был Узгидромет. Их итогом стали Национальные сообщения по изменению климата, представленные правительству и Сторонам Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2002, 2008 и 2011 годах.

Для смягчений последствий изменения климата в Узбекистан должен внедрить усиленную экологическую политику. Во всех отраслях экономики, в том числе энергетике, производстве, сельском хозяйстве, эффективно  следует  использовать современные безвредные для природы, ресурсосберегающие технологии, направленные на чистое развитие. Реализовать широкомасштабные проекты по расширению лесов, посадке широколистных деревьев в городах и малых населенных пунктов ( а не хвойных деревьев, которые не способствуют в полной мере уменьшения температуры в городских условиях), повысить экологическую культуры населения, повысить адаптацию населения к изменению климата. К сожалению, большинство людей в Узбекистане не задумываются о последствиях изменения климата, у них не хватает элементарных экологических знаний на данную тему.  Для устранения этого пробела следует внедрить климатические часы в дошкольном, средне-специальном и высшим образовании. Правительство Узбекистана могло эффективно обеспечивать, в рамках национальных условий и при использовании имеющегося потенциала, привлечение климатического финансирования, которое бы соответствовало национальным приоритетам, в целях решения срочных вопросов и потребностей, касающихся вопросов предотвращения изменения климата и адаптации к его последствиям. Основным барьером в этом ракурсе является отсутствие стимулирующей политики в области изменения климата. При отсутствии централизованной национальной политики по вопросам изменения климата возникает отсутствие координации между соответствующими министерствами и ведомствами, гражданским обществом и другими заинтересованными организациями, что требует создания необходимой системы, которая бы обеспечивала эффективное управление климатическим финансированием. Второе препятствие -это неэффективные институциональные системы. В Узбекистане пока не имеется формального государственного межведомственного комитета по вопросам изменения климата, который бы делегировал соответствующие роли и распределял ответственность между различными организациями (министерствами, управлениями, отделами, комитетами и т.д.), в соответствии с имеющимися источниками климатического финансирования.  В 2006 году согласно Постановлению КМ РУЗ «мерах по реализации инвестиционных проектов в рамках механизма чистого развития Киотского протокола» Министерство экономики Республики Узбекистан Национальным органом Республики Узбекистан по Механизму чистого развития Киотского Протокола. Еще один барьер отсутствие участия частного сектора в климатическом финансировании в Узбекистане. Частный сектор может играть значительную роль в решении проблемы изменения климата в Узбекистане. Принимая во внимание роль участия частного сектора в ключевых секторах экономики, его вовлечение в вопросы изменения климата будет очень важным. Несмотря на то, что имеется немного информации об уровне инвестиционных и финансовых потоков данного сектора в отношении финансирования проектов по изменению климата, его большая роль в секторе туризма, а также в подсекторах энергетики (коммунальное хозяйство), означает, что частный сектор должен быть вовлечен в климатическое финансирование. Зачастую частный сектор вовлекается в реализацию проекта на фрагментарной и неформальной основе для выполнения работ по маркетингу и участию в финансировании отдельных мероприятий.

Наргис Косимова, экожурналист

Улашинг: