184

ОСВЕЩЕНИЕ ВОПРОСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ

Наргис Косимова,

доцент факультета международной журналистики Узбекского государственного университета мировых языков

 Основные понятия:   устойчивое развитие, СМИ,  язык, вопрос, информационные  и аналитические материалы.

 Нарастание экологических проблем в Узбекистане породило новый вид профессиональной деятельности в системе средств массовой информации — экологическую журналистику. В течение десятков лет на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения республики активно «звучит» тема экологического неблагополучия в Узбекистане, во всем Центральноазиатском регионе (проблемы земельных, водных ресурсов, энергетический кризис, сохранение биоразнообразия, загрязнение воздуха). Трудно переоценить ту роль, которую сыграли в росте внимания к экологическим проблемам со стороны общественности и СМИ некоторые конкретные события, прочное и печальное первое место в ряду которых занимает Аральская трагедия. События эти оказались доминирующими для узбекских СМИ не только в силу масштабности экологических последствий, но и потому, что об экологии на страницах печати заговорили все слои общества, представители самых разных социальных групп.

Вместе с тем рост внимания СМИ к проблемам экологии нельзя  назвать динамичным, в нем были подъемы и падения, которые определялись в основном местом экологии в системе национальных приоритетов, политическими и социально-экономическими факторами. Особенно это видно на примере начала 90-х годов, когда экологическая тема почти исчезла со страниц печати, она была отодвинута на задний план. В центре внимания журналистов оказались крупные политические изменения в стране. Еще раньше завеса секретности и умолчания по поводу экологической ситуации долгие годы ограничивала возможности широкого обсуждения проблем экологии в печати.

В ходе обсуждения экологических проблем в республиканском СМИ выработались и некоторые примечательные традиции. Так, в узбекском СМИ уже сложились определенные экологические символы, которые играют очень серьезную роль в формировании и эволюции общественного мнения, проходя через множество материалов на протяжении многих лет. Один из них – Аральское море. Одно упоминание названия Аральского моря дает возможность сразу обратить внимание читателя на экологические проблемы.

В жанровой палитре экологических публикаций на страницах периодической печати Узбекистана преобладают информационные, аналитические жанры. Особое место среди жанров занимают интервью, корреспонденция, аналитические статьи проблемно-постановочного характера. Очень часто используются информационные жанры с применением различных жанровых модификаций. В художественно-публицистическом жанре редко используется «король» жанров — очерк.Анализ отражения экологических проблем в периодической печати Узбекистана свидетельствует о росте внимания общественности, журналистов к экологической проблеме. В то же время следует отметить, что объем публикаций по экологической тематике имеет неустойчивую тенденцию. Важной проблемой является необходимость улучшения языка и стиля периодических публикаций на экологические темы, преодоление штамповых и стереотипных выражений, снятие эмоциональной избыточности, неточных выражений, корректная работа со статистикой и цифрами [3.142].

В 2015 году мировые лидеры утвердили Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, направленную на искоренение нищеты, ликвидацию неравенства и борьбу с изменением климата. Чтобы достигнуть целей в области устойчивого развития, все мы — правительства, гражданское общество, исследователи, научные круги и частный сектор — должны действовать сообща. Повестка дня и ее 17 целей в области устойчивого развития являются всеобщими и призывают к действию все страны — как развитые, так и развивающиеся. «Для успешного осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года мы должны без промедления перейти от обязательств к действиям. Для этого нам необходимы прочные, всеобъемлющие и всесторонние партнерства на всех уровнях», сказал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун[1].

Вышесказанные проблемы применительно и к освещению тематики устойчивого развития. В чем же проблема? Данную тематику должны освещать лишь имеющие специальные знания в этой сфере журналисты, журналисты-экологи или она доступна для каждого представителя СМИ?  Конечно, журналист должен понять суть основных целей устойчивого развития, но для этого не нужно иметь специальное образование. Нет необходимости иметь диплом об образовании в сфере охраны природы для того, чтобы рассказать своей аудитории о том, что происходит в мире. Однако хороший журналист должен разбираться в предмете своего материала. Большинству журналистов, пишущих об изменениях климата, к примеру, необходимо получить глубокие знания в области этой науки, поскольку именно этого хочет большинство читателей, того, что устранило бы путаницу, внесло ясность в сложные вопросы и даже устранило бы противоречия в противоположных утверждениях ученых. В то же время изобилие научных подробностей может стать проблемой для журналистов: нам необходимо использовать лишь тот объем информации, чтобы аудитория поняла, о чем говорят эксперты. Ведь слишком большой объем и лишние подробности могут сбить читателей с толку.

Читатели будут благодарны вам за понятное для них изложение научных фактов. Иногда представляется невозможным разъяснить суть технического предмета, не используя научные понятия и научный язык. И когда вы их употребляете, аудитория вправе ожидать их четкого перевода на обычный язык, чтобы понять, о чем вы говорите. Если вы освещаете научный вопрос всесторонне и четко, вы даете вашим читателям возможность сделать выводы самостоятельно. Что вам действительно понадобится при освещении данного предмета – это классические профессиональные навыки, необходимые всем журналистам, а именно: прекрасные навыки письма, объективность и достоверность, а также любопытство, настойчивость и гуманность [2.18].

При освещении целей устойчивого развития и образования для устойчивого развития журналист преждевсего должен оценить полноту информации и составить рассказ точно с охватом различных аспектов. Он должен проявить также способность сделать его интересным и актуальным для аудитории и должен быть уверен в собранных фактах и в источниках информации.  Но к сожалению, узбекские СМИ при освещении ЦУР ограничиваются лишь информационными жанрами, освещая пошедшие «круглые столы», собрания, конференции [3.143].

Нет аналитических материалов, разъясняющих основные цели и задачи каждого из целей устойчивого развития. Журналист при освещении данной тематики должен внимательно работать с источниками информации. Проверять каждый факт и заранее решить, какому источнику вы можете доверять. Внимательно следить за тем, что сообщают выбранные им источники, потому что события и факты, касающиеся 17 целей УР, все время меняются.  Для того, чтобы не пропустить что-либо важное, постоянно надо следить за теми источниками, которые могут предложить вам другой взгляд или дополнительную информацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Цели в области устойчивого развития.www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals
  2. БёрдЭ., ЛутцР., УорвикК. Средства массовой информации как партнеры в сфере образования в интересах устойчивого развития. Учебно-ресурсный комплект. Серия ЮНЕСКО по образованию. http://www.ifap.ru/library/book282.pdf
  3. КосимоваН. Средства массовой информации Узбекистана как партнёры в сфере образования в интересах устойчивого развития. Учебное пособие. –Т., ЮНЕСКО. 2017

 

Улашинг: