50

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА

Народы Узбекистана и Азербайджана объединяют национальные традиции, общая группа языка, культура и религия. Отношения между нашими странами имеют многовековую историю дружбы. Установленные дружеские связи между Азербайджаном и Узбекистаном ускорили дальнейшее укрепление позиций обеих стран, имеющих важное стратегическое значение на Южном Кавказе и в Центральной Азии. За период с 1991 года состоялось 3 визита (1998г., 2008г. и 2012г.) Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Азербайджан и 3 визита (1997г., 2004г. и 2010г.) Президента Азербайджана в Республику Узбекистан. На сегоднящний день состоялось более 20 встреч между парламентариями Узбекистана и Азербайджана. В ходе этих визитов были достигнуты важные договоренности.

Между Республикой Узбекистан и Азербайджанской Республикой подписано 120 документов двустороннего характера, в том числе 60 международных договоров межгосударственного и межправительственного характера, 28 международных договоров межведомственного характера, 32 иных документов.

В настоящее время, сохраняя преемственность, все совместные начинания успешно претворяет в жизнь нынешний Президент нашей страны Ильхам Алиев и Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Наши Президенты проводят политику расширения отношений между нашими странами. Тесный и доверительный диалог между лидерами Узбекистана и Азербайджана является ключевым фактором, позволившим вывести межгосударственные отношения на столь высокий уровень.

Нас особо радует тот факт, что в последние годы отношения между Узбекистаном и Азербайджаном получили весомый импульс развития, поднявшись до уровня стратегического партнерства.

Как вам известно Азербайджан на Южно-Кавказском регионе является главным партнёром Узбекистана, который приобретает ещё более геополитическое и геоэкономическое значение. Узбекистан в свою очередь является центральной фигурой в регионе, без участия которого ни один вопрос не может быть решён. Оба государства в региональных и международных вопросах активно поддерживают друг друга.

Я с уверенностью могу заявить, что на сегодняшний день между нашими государствами существует взаимное политическое доверие и обе страны поддерживают друг друга в рамках международных и региональных организаций. Но мы не намерены довольствоваться одним только высоким уровнем политических отношений.

Население Узбекистана более 32 миллиона. Численность узбеков от 50 до 60 миллионов по всему миру. Вооруженные Силы Узбекистана в Центральной Азии занимает 1- место, в Тюркском мире, после Турции 2-место, в постсоветском пространстве, после России и Украины 3-место. В мировом рейтинге занимает 48 место. Узбекистан единственная страна в Центральной Азии, который находится в самом центре пяти государств региона. Он граничит с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном. В перечисленных странах этнические узбеки второй или третий по численности этнос. Этот феномен, как-то надо было использовать во благо народов региона. Поэтому Узбекистану не только выгодно иметь дело с соседними странами, Узбекистан исторически и географически является связующим звеном по всем вопросам в регионе.

Экономика Узбекистана не зависит от продаж сырьевых ресурсов. В стране не бывалыми темпами развивается индустрия, машиностроение, производство бытовой техники. Объем выращивания и обработки сельскохозяйственных продуктов в сравнении с соседними республиками на высшем уровне. Если интеграция осуществится по намеченному плану Узбекистана ему не будет необходимости экспортировать свою продукцию куда-то в дальние страны. В регионе проживает более 80 миллиона населения. Это большой рынок. Также, во всех соседних странах имеется все то, что нужно Узбекистану. Не надо импортировать откуда-то издалека потратив многомиллионные расходы на транспортировку и на логистику.

В силу совокупности геополитических и социально-экономических положений в Центральной Азии Узбекистану отводиться роль связующего и основополагающего фактора в этой интеграции. Ибо, Узбекистан уже в деле доказал и показал свою верность принципам ранее установленного внешнеполитического курса Узбекистана. Согласно которому главным приоритетом для Узбекистана является экономическое сотрудничество с ближайшими соседями в Центральной Азии.

Современный Узбекистан задаёт новый темп политическим преобразованиям в Центральной Азии. Благодаря проводимой Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым мудрой, дальновидной политике в стране и в регионе в целом достигается укрепление мира и стабильности. Ярким свидетельством тому является то, что в государственной структуре управления уже действует единый и налаженный механизм взаимодействия между соседними странами. Сотрудники Министерства Иностранных Дел Узбекистана последовательно и планомерно работают с дипломатическими корпусами, министерствами, губернаторами-хокимами соседних стран, которые начали встречаться самостоятельно со своими коллегами в целях налаживания дружественных и братских отношений с жителями приграничных туман-районов.

Совместные действия руководства приграничных вилоятов-областей и туман-районов ради одной цели, дают свои положительные результаты. Между жителями приграничных туман-районов, среди братских народов в бытовых отношениях практически уже создался дружественная и доверительная атмосфера. Благодаря интенсивной работе государственных исполнительных органов Узбекистана в практике происходит обновление политико-экономических отношений между государствами центральноазиатского региона.

20 сентября 2017 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, перед мировым сообществом заявил о конкретной и чёткой позиции внешнеполитического курса Узбекистана, под девизом «Мирная, экономически процветающая Центральная Азия —важнейшая цель и ключевая задача Узбекистана».

В ходе выступления на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что «Решение актуальных вопросов Центральной Азии возможно лишь посредством объединения усилий наших стран на основе принципов общей ответственности». Впервые, со стороны официального Узбекистана с такой высокой трибуны был озвучен призыв к главам государств Центральной Азии о необходимости периодических, систематических и консультативных встреч глав государств региона. Таким образом, Президент Шавкат Мирзиёев, от имени народа Узбекистана с высокой трибуны ООН выдвинул идею проведения саммита глав центральноазиатских стран и обосновал эту идею с необходимостью систематически сверять действия с соседними странами «по ключевым вопросам регионального развития».

В ноябре 2017 г. в Самарканде, во время выступления в международной конференции по обеспечению безопасности и устойчивого развития в Центральной Азии Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев во второй раз призвал уже создать Ассоциацию хокимов-губернаторов приграничных вилоятов-областей и деловых кругов соседних стран и подчеркнул: «Сегодня необходимо уделить приоритетное внимание межрегиональному сотрудничеству. В этой связи предлагаю учредить Ассоциацию руководителей, то есть хокимов регионов и бизнес-сообществ государств Центральной Азии. Когда мы ведем прямой диалог с регионами, с их руководителями и бизнес-сообществами, у нас результат, как говорится, налицо. Когда мы им не то чтобы помогаем, а не мешаем — результатов больше».

В Самаркандской международной конференции, по теме «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», который проводился под эгидой ООН участвовали министры иностранных дел государств региона, руководители авторитетных международных организаций, как ООН, Европейский союз, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ЕБРР, представители дипломатических корпусов, известные эксперты, работники средств массовой информации.

С момента огласки мировой общественности принципа: «Мирная, экономически процветающая Центральная Азия —важнейшая цель и ключевая задача Узбекистана» с трибуны ООН и после призыва с трибуны Самаркандской международной конференции руководителей соседних государств, хоким-губернаторов вилоят-областей и туман-районов к совместной работе, активизировались совместные предприятие и торговля. Это стало точкой отсчета начала полномасштабной интеграции стран Центрально Азиатского региона в единый экономический конгломерат.

Первым на призыв Узбекистана откликнулся братский Казахстан и огласил свою готовность предоставить площадку для проведения саммита глав государств Центральной Азии в Астане. Официальный Узбекистан мог бы предложить объединится в Ташкенте, но учитывая возраст и авторитет Нурсултана Абишевича Назарбаева Президент Узбекистана сделал предложение, от которого вряд ли Аксакал Тюркского Мира отказался бы. В этом плане Президент Узбекистана показал свои незаурядные навыки в дипломатии.

В новостях постоянно сообщается информация о том, как Президент Узбекистана держит постоянный контакт со всеми руководителями центральноазиатского региона. За год осуществлены несколько встреч со всеми коллегами, руководителями соседних братских стран. Например, первый и последующий визит нового Президента Узбекистана в Туркменистан закончился подписанием важных документов необходимых росту доверительных отношений для политико-экономической интеграции и ознаменовался открытием нового железнодорожного моста через Амударью. Именно с первого визита в соседний Туркменистан, встречи глав государств Центральной Азии уже приобрели систематический характер. В Узбекистане работают 44 единиц школ обучающих детей на туркменском языке и в них получают среднее образование 9617 школьников.

Визит Шавкат Миромоновича Мирзиёева в Казахстан и в Кыргызстан детонировал в регионе интенсивное сближение братских народов с добрыми и братскими намерениями. На сегодняшний день в Узбекистане функционирует 378 единиц средних школ, где на казахском языке получают образование 50686 детей. В Узбекистане, также работают 90 единиц школ на кыргызском языке и получают среднее образование 7430 детей.

Визит Президента Узбекистана в Таджикистан стал настоящим триумфом Узбекской Дипломатии в Центральной Азии. В ходе Государственного визита в Таджикистан, как избранный и уполномоченный Президент Шавкат Миромонович Мирзиёев, от имени народа Узбекистана объявил, что он приехал в Таджикистан «с открытыми дорогами и с открытой душой». В Узбекистане работают 245 единиц школ среднего образования на таджикском языке и в них 61082 детей получают образование.

В ответ на выступление Ш.М. Мирзиёева, прозвучал искренно братское заявление Президента Таджикистана Эмомали Рахмона о том, что «Благодаря дальновидной политике Ш.М. Мирзиёева все препятствия между Таджикистаном и Узбекистаном устранены».

Высокая оценка внешнеполитической деятельности Узбекистана — это признание Президента Таджикистана и подтверждение со стороны многолетнего игрока в политической арене Центральной Азии Э. Рахмона того, что Узбекистан в силу совокупности географического и этнополитического положения в регионе имеет роль решающего фактора в международных взаимоотношениях не только двух государств.

С визитом в Таджикистан этап успешного продвижения со стороны Узбекистана идеи дружественных и добрых отношений во всех сферах социально-экономической и культурно-гуманитарной жизни братских народов Центральной Азии с двухсторонних и адресных отношений перешли в новую фазу.

По инициативе официального Узбекистана при поддержке Казахстана 15 марта в Астане состоялся Первый Саммит Глав Государств Центральной Азии, а по всему Казахстану объявлен «2018 год Узбекистана». Продолжением всего этого позитивного прогресса стала состоявшейся в Ташкенте международная конференция высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», которая проводилась, также по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

В конференции принимали участие Президент Исламской Республики Афганистан Мохаммад Ашраф Гани, Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, специальный представитель ООН в Афганистане Тадамити Ямамото, а также руководители внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Турции, России, Китая, Индии, Ирана, Пакистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, представители 25 государств и международных организаций.

В ходе конференции, нацеленной на обеспечение безопасности в регионе Центральной Азии, мирного развития не только Афганистана, но и стран вокруг нее, со стороны официального Ташкента были выдвинуты конкретные предложения по решению афганской проблемы.

Таким образом, анализ внешнеполитических процессов, происходивших после регулярных встреч руководителей государств Центральной Азии можно охарактеризовать, как путь достижения успеха Узбекской Дипломатии. Команда Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева с честью выполнила поставленные задачи и смогла донести до внимания мировой общественности смысл логической концептуализации нового внешнеполитического курса Узбекистана, страны, которая последовательно и планомерно работает над созданием в регионе практически дружественной и доверительной атмосферы между братскими народами. Данная политика обусловлена тем, что сама идея национальной независимости Узбекистана твёрдо стоит на принципах межнациональной и межконфессиональной толерантности, а основным стержневым и ключевым элементом внешней политики Узбекистана является миролюбивая позиция. Именно на основе этих принципов построены концепции внутренней и внешней политики современного Узбекистана. Новый внешнеполитический курс Узбекистана уже в деле доказала свою эффективность, а это «Победа Узбекской Дипломатии».

Однозначно, в олимп центральноазиятских стран поднимается новый лидер — это Президент Республики Узбекистана Шавкат Мирамонович Мирзиёев. Хозяйственник, народный любимец, простой парень из народа, желающий сближения близких соседей прагматик, при этом не отрицающий, а наоборот подтверждающий братские отношения, и наконец просто добрый сосед, с которым можно иметь дело и договориться.

В ближайшее время со стороны Узбекистана ожидается решительный интеграционный рывок в деле объединения центральноазиатских государств в единое социально-экономическое пространство. Интеграция стран региона в единый экономический союз, вне сомнения будет способствовать бурному росту экономических преобразований в Центральной Азии в целом.

 

Гусейн Гулиев

Чрезвычайный и Уполномоченный Посол

Азербайджанской Республики в Узбекистане