45

По инициативе армянской стороны активизировались сближения с Узбекистаном

По сообщению пресс-службы МИД Узбекистана стало известно о визите делегации Министерства иностранных дел Республики Узбекистана в Армению. 24-25 мая 2018 года состоялась узбекско-армянские консультативная встреча по инвентаризации и совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества.

Ранее, 3 ноября 2017 года в Ташкенте проходило заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). В рамках визита в Республику Узбекистан Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян встретился с Главой Правительства Республики Узбекистан А. Ариповым и Президентом Узбекистана Ш. Мирзиёевым. Стороны обсудили возможности развития взаимодействия в области туризма, в частности, был затронут вопрос открытия прямого воздушного сообщения между Ереваном и Ташкентом, а также дипломатических представительств.

Следует отметить, что двухсторонние межправительственные и дипломатические встречи между Арменией и Узбекистаном активизировались после кончины Первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова. Сразу же после смерти И.А.Каримова по инициативе армянской диаспоры Узбекистана были начаты подготовительные работы для открытия чартерного рейса Ташкент-Ереван-Ташкент. Безусловно, такая новость для этнических армян Узбекистана была очень радостная. Даже осуществили кампании по распродаже билетов, но на сегодняшний день прямое авиасообщение между Ташкентом и Ереваном все-таки не был осуществлён.

 

Авиарейс между Ташкентом и Ереваном

Многие этнические армяне Узбекистана кроме самой Армении имеют родственников на оккупированных территориях Азербайджана и в Нагорном Карабахе, естественно им было бы приятно встретиться с родственниками и почувствовать ностальгию, в этом ничего осудительного нет, но есть требования закона и некоторые нюансы разрешительных процедур. Ведь не все пассажиры едут любоваться достопримечательностями Еревана. Были случаи незаконного посещения гражданами Узбекистана оккупированных территорий без разрешительных документов Азербайджана.

Нагорный Карабах, Лачинский, Келбеджарский, Агдамский, Фузулийский, Джэбрайилский, Губадлинский, Зангеланский районы по международному праву являются составной частью Азербайджанской Республики, но все эти районы, согласно резолюциям Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи ООН и многих других международных общественно политических организаций признаны оккупированными в результате военной агрессии. Ныне там действует сепаратистское, непризнанное «Нагорно Карабахская Республика». Соответственно, посещение оккупированных территорий без разрешения Азербайджана и без соответствующих разрешительных документов преследуется законом и будет расцениваться, как незаконный переход государственной границы Азербайджанской Республики.

Исходя из вышеуказанных принципов, в целях превентивного предотвращения дипломатических эксцессов между братским Азербайджаном, прежде чем начать чартерные перевозки пассажиров, наверное, официальный Узбекистан посчитал целесообразным обратить внимание на аспекты международного права. Любое государство мира имеет право защищать свой государственный строй и своих граждан от внешней и внутренней угрозы.

 

Дипломатические представительства в Армении и в Узбекистане

Дипломатические отношения между Республикой Узбекистан и Республикой Армения были установлены 27 октября 1995 года подписанием протокола в г. Москве, но по сей день ни Ташкент, ни Ереван не открыли свои Посольства. Основной, но не гласной причиной этого, скорее всего является Нагорно Карабахский конфликт.

Хотя, по сей день Республика Армения отрицает своё вмешательство во внутренние дела Азербайджанской Республики и участие в разрушении территориальной целостности суверенного государства и продолжает демонстрировать деструктивную позицию в переговорах по решению Нагорно-Карабахской проблемы, но вес мир знает и имеются доказательства того, что оккупация территории Азербайджанской Республики была достигнута путём участия Армении в военных операциях при оккупации.

Не стремление к восстановлению армянской государственности, тем более не желания независимости армянского народа создало межэтнический конфликт, а именно приоритетное стремление к территориальным приобретениям и к искусственному расширению этнической территории политиканов, жаждущих власти, создало Нагорно-Карабахский межэтнический вооружённый конфликт, которая стала началом бесчисленных трагических событий и причиной оккупации 20% территории Азербайджанской Республики. Международным правом не принимаются во внимание мотивы по которым произошло нападение. Никакие оправдания и никакие причины не могут быт использованы причиной для использования вооружённых силовых методов в целях оккупации территории суверенного государства.

Многолетние безрезультатные переговоры, бесконечные декларации и взаимные обвинения порядком ничего существенного и позитивного в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта не сотворили.

Принятые в 1993 году Советом Безопасности ООН четыре резолюции №822, №853, №874, №884, принятые в Генеральной Ассамблее ООН три резолюции №48/114, №62/243, №60/285, принятые резолюции (ОИК) Организации Исламской Конференции № 12/21-Р от 25-29 апреля 1993г., №16/22-Е от 10-12 декабря 1994г., №10/30- С от 28-30 мая 2003г., принятая Европейским Содружеством резолюция от 3 сентября 1993 года, принятая Европейским Парламентом резолюция №2216 от 20 мая 2010 г. Также принятые Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) резолюции №1059 от 15 марта 1995 года, №1119 от 22 апреля 1997 года и №1416 от 25 января 2005 года подтвердили перед взором мирового сообщества суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики, нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения его законных территории.

К сожалению, несмотря на то, что во всех резолюциях признавалась территориальная целостность Азербайджана и были требования прекращения военных действий, полного и безоговорочного вывода армянских оккупационных войск с территории Азербайджана, до сегодняшнего дня, армянская сторона, игнорируя норм международного права, не выполняет требования, указанные в резолюциях, принятых в различных международных организациях, Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН.

Согласно Уставу ООН (ст. 25, 48), резолюции Совета Безопасности являются юридически обязательными, подлежат исполнению для всех государств — членов ООН, они окончательные и не могут быть обжалованы, но в реальной международной обстановке и в действительности такой право­порядок существенно нарушается, свидетельством этого является десятки вооружённых межгосударственных конфликтов, которые происходят в мире.

В национальных уголовных законодательствах государств членов ООН имеется ответственность за совершение преступление агрессия. Правоохранительные органы Азербайджанской Республики по сей день работают над привлечением лиц виновных в совершении преступления агрессия и геноцида против граждан Азербайджана. Понятие юридического термина «агрессия» дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №3314 от 14 декабря 1974 года.

Признание Советом Безопасности ООН Армении и вооружённых армянских сепаратистских формирований под конкретным термином «агрессор» влечёт тяжкие последствия, как для самого государство агрессора, так и для должностных лиц государства агрессора. В связи с этим обстоятельством, официальному Узбекистану целесообразно было бы и далее дистанцироваться от Армении, которая рано или поздно будет признан по международным правовым нормам, как страна агрессор.

В данный момент братский народ Азербайджана испытывает тяжёлые последствия от оккупации его территории. Следует отметить, несмотря на насыщенную внешнеполитическую повестку дня, Республика Узбекистан официально поддерживал и по сей день поддерживает территориальную целостность Азербайджанской Республики и права азербайджанского народа на собственную территорию. В этом вопросе, позиция официального Узбекистана остаётся твёрдой и неизменной, данная позиция неоднократно открыто подтверждался перед мировым сообществом.

Официальный Узбекистан постоянно подчёркивает и призывает мировое сообщество к осознанию факта о невозможности решения межгосударственных спорных вопросов вооружённым путём, и открыто подтверждает свою позитивную позицию в отношении территориальной целостности любого государства. Это обусловлена тем, что основным стержневым и ключевым элементом внешней политики Узбекистана является миролюбивая позиция.

 

Исторический фактор

Известно, что в истории Узбекистана есть кровавый след партии «Дашнакцутюн», которая была создана Российской империей в 1890 году на Южном Кавказе, в столице Кавказского наместничества Тифлисе, ради своих геополитических интересов.

До появления «Дашнакцутюн» в Туркестане, армяне были преуспевающими торговцами, у местного населения Туркестана с армянами ростовщиками, бакалейщиками, торговцами, сапожниками и парикмахерами, прибывшими вместе с русскими колонизаторами, не существовали разногласия, не было ни одного случая конфронтации.

Писатели, публицисты, независимые авторы и исследователи историки Узбекистана, после тщательных анализов событий, которые происходили в истории Туркестана, в своих исследованиях связанных с периодом большевиков и дашнаков, доказательно и подробно сообщают об истреблении десятков тысяч мирных местных жителей. Данные о жертвах «дашнакско-большевистского террора» в Туркестане, исполненного по заданию большевиков, подтверждаются архивными материалами. Согласно только предварительным подсчётам, опубликованным в Национальной Энциклопедии Узбекистана, за три месяца дашнаки в Ферганской долине убили 35 тыс. мирных жителей — женщин, стариков и детей. Следует отметить, что данная цифра — это результат трёхмесячного террора дашнаков. «Дашнакцутюн» совершал преступления в течение года, позже его представители растворились в большевистской среде, и они участвовали при уничтожении Национально-освободительного движения местных народов до полного установления Советского режима.

За десять лет установления Советской власти в Туркестане было убито 1 миллион 700 тысяч местного населения. Эти данные только о жертвах местного населения Ферганской долины. Советская власть для подавления Национально-освободительного движения Туркестана, в Ферганской долине использовала 260-270 тыс. солдат регулярной армии, вооруженных современным оружием тех лет. После подавления повстанческого движения с 1935 по 1939 гг. десятки тысяч мирных жителей были расстреляны, а оставшаяся часть интеллигенции была изгнана из родной земли в Сибирь, Дальний Восток и в другие Северные регионы России. По данным источников, при установлении Советской власти в Туркестане, число жертв составило 5 миллион 600 тысяч человеческих жизней.

До недавнего времени в Парламенте современной Армении партия «Дашнакцутюн» была в правящей коалиции вместе с Республиканской Партией Армении, руководителем и создателем, которого был экс Президент Серж Саргсян. Во время его президентства в честь нацистских преступников гитлеровской Германии Дро (Драстамат Канаян) и Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян) в Армении чеканили памятные монеты, снимали фильмы, их именем в Ереване названы площадь и станция метро. Апогеем, поклонения перед фашистскими палачами и преступниками человечества, стало участие президента Армении Серж Саргсяна в торжественном открытии помпезного памятника Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян), установленного рядом с правительственными зданиями, в центре Еревана.

Парадокс в том, что организаторы мероприятия по увековечиванию памяти нацистского преступника считают, что «идеи Нжде сегодня актуальны как никогда и должны активно пропагандироваться в современном обществе» и на страницах известных СМИ Гарегин Нжде, пособник нацистского режима, друг Гитлера и Гиммлера, приравнивался к героям.

Все это происходило в тот момент, когда по инициативе Российской Федерации, 17 декабря 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию A/RES/70/139, под названием «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

 

Гдляновские вакханалия в Узбекистане

С 1983 года по 1989 год в Узбекистане действовала следственная группа под руководством Тельман Хореновича Гдляна. Простого следователя Т.Х. Гдляна из прокуратуры Ульяновской области до следователя по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР поднял его соплеменник, этнический армянин Герман Петрович Каракозов. Позже, Каракозов буквально «пропихнул» Гдляна в начальники карательной группы следователей по «Узбекскому делу». В тот момент Каракозов занимал пост начальника Управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел Прокуратуры СССР, то есть он был ключевой фигурой по надзору за гдляновской «шайкой». В Узбекистане, эту карательную кампанию патронировал председатель КГБ УзССР, такой же этнический армянин Левон Николаевич Мелькумов.

Якобы за должностные преступления в Узбекистане за шесть лет было арестовано 22 тысячи человек (по некоторым данным число незаконно арестованных превышает более 27 тысячи человек). К 1989 году около 58 тысяч должностных лиц были привлечены к уголовной ответственности, среди осужденных оказались 10 Героев социалистического труда. По обвинению в получении взяток было арестовано и осуждено 29 руководящих работников МВД Узбекистана и СССР, также четыре секретаря ЦК КП УзССР. Были сняты со своих постов и незаконно привлечены к уголовной ответственности более 172 работника, входивших в номенклатуру ЦК КПСС, 1813 – входивших в номенклатуру ЦК КП Узбекистана, среди них 52 секретаря обкома (из 65), 408 секретарей горкомов и райкомов партии, а это более 70% от всего руководящего состава Узбекистана.

Гдляновская «шайка» карателей с подачи Кремля сфабриковали уголовные дела против всей партийной элиты Узбекистана. Секретари обкомов, секретари ЦК Узбекистана, председатель Президиума Верховного Совета и председатель правительства, все замы, генералы милиции были арестованы. Расстреляли министра хлопкоочистительной промышленности Узбекистана. Широко распространилась смертная казнь. Многие узбекские семьи пострадали от деятельности «гдляновской» шайки, узбекский народ буквально был обезглавлен.

Хотя, были доказаны грубейшие нарушения, совершенные группой Т.Х. Гдляна при расследовании уголовных дел в Узбекистане, и стоял перед Верховным Советом ССР вопрос о привлечении Т.Х. Гдляна и его «подельников» к уголовной ответственности и дела в отношении Т.Х. Гдляна были направлены в суд, но он скрылся, а позже появился, как народный депутат Армении.

В Узбекистане написано очень много книг и статей, о том, как организовывались допросы с целю выбивания, так называемых «добровольных признаний». У следователей Лаврентия Берии было 26 способов незаконного выбивания показаний у задержанных. Следственная группа «по фактам нарушения законности, допущенных следственной группой Гдляна» нашла 18 гдляновских способов выбивания показания от невиновных. В каждой книге любого автора, прошедшего через страдания и мучения учинённых гдляновскими садистами, имеются подробные описания преступлений кремлёвских посланцев.

 

На чём основывается историческая память граждан Армении

После распада СССР в 1991 году из Армении изгнали грузин, курдов, азербайджанцев и других мусульман, и с тех пор Республика Армения является моноэтничной. Уникальное событие в современной мировой истории!

Каждый год в Армении организовывается антитурецкая кампания, по требованию признания официальной Анкарой виновным сегодняшнюю Турецкую Республику за так называемый «геноцид армян 1915г.», то есть за события, которые происходили 100 лет назад во времена Османской империи, тогда как не существовала современная Турецкая Республика. Все эти мероприятия вновь и вновь свидетельствуют о намерении неких сил по-прежнему раздувать антитюркскую истерию.

Вместе с тем, не исключено, что обвинения в адрес уже давно несуществующей Османской империи, переходящие в адрес современного государства Республика Турция, должно подлить масло в огонь вражды и ненависти к нынешним тюркоязычным народам и государствам. Особенно антиазербайджанская деятельность политизированных учёных и армянских национал-шовинистов из-за Нагорно-Карабахского конфликта подкрепляются ложными фактами и лженаучными выпадами, которая уже не является просто невинной ошибкой, а носит систематический характер. Такая деятельность, с ярко выраженным антитюркским негативом направлена не только против турков Турции и азербайджанцев Азербайджана, а является глобальной, и отмечена во многих странах мира в специальной литературе.

Если взглянуть на проблему взаимоотношений армянских националистов с остальным миром, в контексте российских имперских и советско-большевистских многоликих реалий XIX-XX столетий, то главный вектор действий этого самого армянства — тюркский и мусульманский мир, который он, и сегодня считает своим врагом № 1. Поэтому почти все помыслы армянских националистов были «завязаны» преимущественно с Центральной Азией, Южным Кавказом и Малой Азией, где в основном проживают тюрки-мусульмане.

Хотя, тюркские народы имеют единый корень в историческом и в этническом плане, но в международных отношениях каждый из них имеет свою позицию по тем или иным вопросам современной политики. Следует отметить, что в современном мире многие тюркские народы проживают в своих независимых государствах, а не в Турции и в Азербайджане. К сожалению, под шквал национал-шовинистических выпадов из Армении попадает не только Турция и Азербайджан, но и Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и тюркские автономии Российской Федерации — Крым, Татарстан, Башкортостан, Балкария, Карачай, Ногай, Тува, Саха-Якутия. Всему миру известно, что в этих этнополитических образованиях проживают тюрки.

 

У народа Узбекистана, тоже имеется народная память

Народ и Правительство Узбекистана, при восстановлении независимости Узбекской государственности, не строили планы захвата чужой территории и угнетения других народов опираясь на сказки и легенды. Узбекский народ по сей день остаётся приверженцем общечеловеческих ценностей и преданным сторонником идеалов доброты и любви между народами.

Традиционно-культурные, языковые идентификации и гражданство совсем разные понятия. Просто надо понять, и согласится с тем, что творцами и субъектами международного права являются государства, а не нации. Именно поэтому с 1991 года все нации, проживающие в Узбекистане, стали одним народом. Например, если гражданин Республики Узбекистан по национальности папуас, армянин или русский, какое для него должно иметь значение политическая позиция чужих государств таких, как Папуа-Новая Гвинея, Армения и Российская Федерация, причём тут эти государства? Ведь его Родина Узбекистан. В этом благодатном крае проживают представители различных конфессий и более 130 национальностей. Принципы единой Родины для всех проживающих наций и народностей однозначен, Узбекистан — это Родина всех тех, кто проживает на земле Узбекистана.

Идея национальной независимости Узбекистана твёрдо стоит на принципах межнациональной и межконфессиональной толерантности. Поэтому каждый гражданин Узбекистана, независимо от национальной принадлежности имеет моральное и юридическое право сказать о жителях своей Родины «мой народ и наш народ». В Узбекистане уважение, уровень значимости человека и человеческий интеллект не измеряется расовой, национальной и конфессиональной принадлежностью.

Узбекский менталитет не воспринимает этнический антагонизм. Основа узбекского национального менталитета состоит из чувств любви и сострадания именно к человеку, а не к нации. Следует учесть, что независимо от национальности, из-за Гитлера мы не будем ненавидеть немца, из-за пророка Мухаммада мы не будем пресмыкаться перед арабом, за стихи Омар Хайяма мы не будем боготворить перса. Для рядового узбека, независимо от того, кто к какой нации относится, дорог тот человек, который и в счастье, и в горе с ним вместе по жизни идёт. По сути, для каждого человека приятно иметь рядом друга и духовно близкого человека.

Узбекский народ несмотря на трагические моменты в истории, которые оказали непоправимый ущерб во время колониального периода и большевистского мракобесия все-таки сумел сохранить и передать своим детям братские чувства и добрые отношения со всеми народами мира, но какие добрые отношения могут быть с Республикой Армения, пока он не извинился за события в Узбекистане. Ведь, всем известно, что партия «Дашнакцутюн» функционирует в современном Парламенте Республики Армения функционирует и действует Армянская апостольская церковь со всеми своими филиалами.

Добрые и деловые отношения между Арменией и Узбекистаном могут быть осуществлены только тогда, когда Республика Армения на официальном уровне извинится за преступления «Дашнакцутюн» содеянные на территории Узбекистана и после возврата оккупированных территории братского Азербайджана.